
Показательный эпизод произошёл в Татарстане, сообщает 110km.ru: патруль ДПС остановил электрокроссовер LiXiang L7, двигавшийся без водителя. Управление осуществлялось удалённо – с мобильного телефона. В салоне находились пассажиры, а владелец сидел на заднем сиденье и утверждал, что не контролировал движение. Итог – составление протокола лишь за непристёгнутые ремни. Причина проста: сотрудникам ДПС просто не к чему было формально придраться.
Согласно действующим нормам, управлением считается любое действие, которое запускает движение транспортного средства, в том числе активация автопилота. Следовательно, лицо, удалённо включившее автономную систему, приравнивается к водителю и может быть привлечено к ответственности, особенно если находится в состоянии опьянения.
Подобные сложности наблюдаются и в случаях с автоматической парковкой. Если происходит столкновение, сотрудники ГАИ затрудняются в определении виновной стороны: ошибка программного обеспечения? Человеческое вмешательство? Производственный дефект?
В российском законодательстве до сих пор отсутствует чёткое и рабочее определение беспилотного транспортного средства. Это означает, что в случае ДТП крайне сложно установить субъект ответственности: пассажир в салоне, производитель, оператор или сам владелец?
На фоне нормативной неопределённости в мире продолжается активное развертывание беспилотных решений. В США роботакси уже функционируют в рамках сервисов вроде Uber, и ожидается, что в ближайшие годы автопарк таких машин превысит 20 тысяч единиц. Крупнейшие игроки рынка – Waymo, Baidu, Volkswagen, Lucid и другие – инвестируют миллионы в развитие автономного транспорта.
Но на фоне технологического оптимизма есть и тревожные прецеденты: полностью автономные машины уже становились участниками аварий со смертельным исходом. И главный вопрос, кто понесёт юридические последствия за гибель человека, по-прежнему остаётся без ответа.
На этом фоне всё очевиднее потребность в комплексной правовой модернизации. Без обновления нормативной базы автоматизация движения рискует выйти из-под контроля.