
CFM, Rolls-Royce, GE и Pratt — вот кто всё решает.
Бренд Boeing в последние годы переживает не лучшие времена. Два громких крушения и череда неисправностей ударили по репутации их лайнеров 737 Max. Но если вы подумали, что дело в двигателях — спешим успокоить: силовые установки тут ни при чём.
Да, Boeing разрабатывает характерные обтекатели авиамоторов (те самые с плоским низом у 737), но сами турбовентиляторы производят совсем другие компании. Основной поставщик — это CFM International, совместное предприятие американской General Electric и французской Safran. И это, на секундочку, крупнейший производитель авиационных двигателей в мире.
Один двигатель — два конкурента
Именно двигатели Leading Edge Aviation Propulsion (LEAP) от CFM ставят на каждый Boeing 737 Max. Но есть нюанс: те же самые агрегаты можно найти и на Airbus A320, основном конкуренте 737. Вот такая у них «дружба» в небе. Кстати, CFM занимает 39% мирового рынка авиадвигателей.
Но Boeing — это не только 737. Есть ещё дальнемагистральные модели, вроде широкофюзеляжного 777 и высокотехнологичного 787 Dreamliner, которые являются основными самолётами на дальнемагистральных маршрутах, например, между США и Европой. Силовые установки для них производятся другими производителями.
Rolls-Royce — это не только про роскошные авто
До того как Rolls-Royce стал символом дорогих авто, он прославился как производитель авиационных моторов. Например, легендарный Merlin гремел в небе Второй мировой. Сегодня, спустя более 120 лет с момента основания, Rolls-Royce по-прежнему в строю — с долей мирового рынка в авиапромышленности около 12%. В частности, её продукцию можно найти на многих дальнемагистральных широкофюзеляжных самолётах.
Именно Trent 1000 от Rolls-Royce устанавливают на некоторые Dreamliner’ы (Boeing 787). Кстати, по заявлению компании, эти самолёты расходуют на 25% меньше топлива, чем их предшественники (например, Boeing 767). Также их моторы стоят на Boeing 777, легендарных 747 («Jumbo Jet» — легендарные двухпалубные широкофюзеляжные самолеты, которые были сняты с производства в 2023 году), и даже на уже не выпускающемся 757 (был самым большим узкофюзеляжным самолетом в истории).
И да, Rolls тоже продаёт двигатели Airbus — например, для моделей A330 и A350. Никаких принципов, только бизнес.
General Electric — и в одиночку, и с партнёром
Компания General Electric (GE), хоть и участвует в проекте CFM (часть её участия в аэрокосмической отрасли осуществляется через совместное предприятие CFM с Safran), делает турбовентиляторные двигатели и под своим именем — правда, занимает всего около 14% мирового рынка. Но и эти силовые установки встречаются как на самолётах Boeing, так и на Airbus — в основном в широкофюзеляжных моделях.
Pratt & Whitney — сила с 1917 года
Последний в списке, но далеко не по значимости — Pratt & Whitney. Эта американская компания делает силовые установки для самолётов уже более 100 лет и за исключением агрегатов для истребителей и крылатых ракет занимает около 35% рынка гражданской авиации.
Они поставляют их для большинства моделей Boeing (за исключением 737 Max и 787), а ещё — эксклюзивно для Airbus A220 (Bombardier CSeries или же C Series), одного из самых «свежих» узкофюзеляжных лайнеров. Это безусловно, является гордостью компании.
Вывод: и Boeing, и Airbus летают на одних и тех же двигателях
Итак, у Boeing четыре поставщика: CFM, General Electric, Pratt & Whitney и Rolls-Royce. Но угадайте что? Все они с радостью работают и с Airbus. И если вы думали, что под крылом у «Боингов» и «Эйрбасов» — принципиально разные моторы, то спешим вас удивить: разницы почти нет. Например, двигатели LEAP-1B (для 737 Max) и LEAP-1A (для A320) имеют схожую конструкцию, но отличаются настройками для конкретных моделей самолётов.
Да, кто-то выбирает авиакомпании по типу самолёта, особенно после неудачного для Boeing 2024 года. Но на деле — у «летающих титанов» двигатели часто одни и те же или разница между ними невелика.
Обложка: shutterstock.com
Источник статьи: Who Builds Boeing’s Jet Engines, And Are They The Same As Airbus Uses?