
Чемпионы Италии.

Это скудетто – четвертое в неаполитанской истории. «Наполи» подвинул «Рому» и вошел в восьмерку самых титулованных команд Серии А.
Ниже досье на каждого, кто внес более-менее значимый вклад в чемпионство.
Алекс Мерет
Вечное обещание итальянского футбола. Все спецы, от Маркеджани до Дзоффа, называют Мерета самым мастеровитым вратарем поколения. Джованни Галли, легенда 80-х, как-то сказал о нем: «Технически Алекс сильнее всех. Он мог бы подвинуть Доннарумму в сборной, если б захотел этого».
Мерет не захотел. Его до сих пор зовут в сборную, предпочитают в «Наполи», но к 28 годам он почти не играл на авансы. Этот сезон – хороший, но не исключительный.
Элиа Каприле

23-летний вратарь с 4 матчами и действующей арендой в «Кальяри». Очень талантлив – может, подвинет Доннарумму раньше Мерета.
Не факт, что получит медаль, но работу выполнил на отлично: когда Алекс потянул мышцу, Каприле отыграл насухо три из четырех матчей. Случилось это в начале осени, когда «Наполи» еще не убеждал, и потому ценно вдвойне.
Алессандро Буонджорно
Самый элегантный персональщик топ-лиг: умный, аккуратный, полагается на интеллект и технику, а не физику. Специализируется на предугадывании движений по едва уловимому распределению веса. В хорошие дни – непроходим.
Всего этого Буонджорно достиг еще в «Торино». Там же проявились ограничения: защитник терял надежность, едва выбирался из тотальных персоналок Юрича. Переход в «Наполи» был одновременно вызовом и необходимостью: Але недоставало умения играть зонно, с ориентацией на мяч и постоянным общением, но и научиться было негде. У Конте он вырос в том, что не давалось прежде. Теперь многие называют его одним из лучших защитников мира.
Каждый второй матч с ним неаполитанцы отыграли на ноль.
Амир Ррахмани

Страховал Кулибали. Прикрывал Кима. Чистил за Натаном.
Ррахмани всю карьеру пребывал в чьей-то тени. Но развивался, учился новому, превратился в защитника, способного подключаться к атакам даже из схемы с двумя центральными, хотя когда-то даже пасовать из нее не умел. Он не лучший ЦЗ на свете, может, и не ведущий вовсе, но точно один из самых недооцененных ведомых.
«Наполи» был уязвимее, когда Буонджорно выпадал из-за травм. Но не был кошмарным, и это – заслуга Ррахмани. Он поднимал уровень до приемлемой планки, даже когда рядом играл Жезус или не играл никто – в последних турах у неаполитанцев остался один центральный.
Жуан Жезус
Некогда небольшой, но одаренный и быстрый центральный защитник, а сейчас 33-летний ветеран, у которого остались одни ошибки и который уж точно не должен быть первым сменщиком в клубе уровня «Наполи». Но у Конте даже дряхлый Жезус будет хорош.
На Рафу Марина это правило не распространяется.
Матиас Оливера
Надежная деталь без изысков, типичного уругвайского производства: скучная, но практичная. Силен в защите, середняк впереди. Когда понадобилось, сыграл в центре обороны – так же полезно и неброско, как на краю.
Леонардо Спинаццола
Вы бы его не узнали. Лео исполнилось 32. Он еще быстр, опасен в дриблинге, один из лучших фулбеков топ-лиг по продвигающим проходам. Но уже не так резок, поскрипывает на поворотах, запаздывает назад. Это его закат. Тем не менее его лучше не оставлять 1-в-1 – расправится, как расправлялся всегда.
Джованни Ди Лоренцо

В 24 года Ди Лоренцо играл в любительской лиге. В 32 он – капитан чемпионского «Наполи» и опора Конте. Ему доверен пульт, который переключает модули в зависимости от фазы: в тройке защитников он латераль или крайний в центре, в четверке – правый фулбек.
Только поэтому Ди Лоренцо отстал от привычных цифр: 3 + 2 за сезон – его худший показатель в Серии А. Он утратил прежнюю важность в поддержке владения и взломе штрафной, но стал незаменимой системной деталью.
Паскуале Маццокки
Яркий дриблер, но слабый и тактически ограниченный защитник. В гибриде, выстроенном Конте, шансов пробиться в старт при таких вводных у него было минимум.
Станислав Лоботка

Спаллетти называл его Чиньялотто, Кабанчиком. Тогда Стэн был незаменим. Чемпионский «Наполи» стоял на фантастической устойчивости Лоботки к прессингу. Словак мнимо закапывался, подставлялся, вытягивая двоих, шутя разбирался с ними и выводил команду в пространство с численным преимуществом. Силовые приемы не помогали. Приземистый опорник оставался на ногах, кто бы его ни атаковал.
В футболе Конте его таланты не так востребованы. Игрой управляют механизмы, а не реджиста. Линии связываются на краях. Лоботка утратил прежнюю значимость, но вряд ли «Наполи» выиграл бы сложный чемпионат без его класса.
Билли Гилмор
Когда приходилось, менял травмированных без заметной потери в качестве. Но соперничать с таким Лоботкой пока не в состоянии.
Впрочем, шотландцы распускаются на итальянском солнце – может, и у него получится.
Скотт Мактоминей

Он был восьмеркой или атакующим полузащитников в зависимости от схемы. Становился вторым нападающим в позиционных атаках. Сыграл один матч левым вингером. Регулировал прессинг, меняя роли.
Единственное, чего он не делал для этого «Наполи» – не играл опорником, как в Манчестере. Видимо, потому что Конте понимает, на что он способен. Мактоминей не приковывает взгляды, когда касается мяча, и не делает ничего головокружительного. Но это не значит, что его место сзади. Лучшие качества Скотта – атака из глубины и тактический интеллект; он штопор, которым вскрывают глубоко засевшую защиту, и Антонио наконец достал его с полки.
Мактоминей – бомбардир и ключевой игрок «Наполи». Как?!
Мактоминей – второй бомбардир «Наполи» после Лукаку, а по мячам с игры – первый. Его голы (12 в чемпионате и 13 в сезоне) принесли 17 баллов. Можно бы сказать, что без него их уложил бы кто-то другой, но нет. Работа, которую проделал Скотт, уникальна. Конте встречал полузащитника, который забивал больше (Видаля), и двух, выполнявших больше задач (Маркизио и Бареллу), но никого, кто бы совместил одно со вторым.
Понимаете, почему Антонио требовал два трансфера: Мактоминея и Лукаку?
Франк Замбо-Ангисса

Говорят, Спаллетти не обрадовался, когда ему арендовали парня из «Фулхэма». А увидев – не поверил, что кто-то мог его отпустить.
Через полгода Лучано просил журналистов: «Не пишите о нем. Сохраните в тайне». Ангисса был одним из лидеров чемпионского «Наполи». На него полагались во всем, от перехвата до продвижения.
Конте еще больше расширил его функционал. Ангисса превратился из мобильной восьмерки, которая поддерживает действие в разных фазах, в дополнительного диверсанта с навыками атаки из глубины (очевидно, наработанными за лето). Камерунец стал средством нанесения прямого урона. Учитывая, сколько он успевает помимо этого, эволюция впечатляет. Ей восхитился даже Кассано – а вы знаете, как тяжело его впечатлить.
«Назначение Конте – благословение, – делился Ангисса. – Он заставляет нас выходить за пределы привычного. Я делаю то, чего раньше не делал. Он ждет от меня 8 голов в этом сезоне, но считает, что я способен забить еще больше. Я стараюсь – в наше время полузащитники должны уметь все».
Франк забил 6. Никто не идеален.
Филип Биллинг
193 сантиметра в центре поля, которым Конте нашел одно применение – осадной башни в сложных ситуациях. Датчанин отщипывал минуты в концовках. Однажды сработало: два месяца назад Биллинг спас от поражения против «Интера».
Не то чтобы он сделал много. Но, возможно, сделал главное.
Маттео Политано

Политано скоро исполнится 32. Вся его карьера – это два-три приема, которые лига выучила лет семь назад. Но ему хватало дриблинга и резкости, чтобы заставить их работать.
Этот сезон он отыграл в основе, а цифры выдал хуже, чем выбивал со скамейки. Но есть причина. Конте превратил инстинктивного вингера в полезную тактическую деталь. Без мяча Политано играл латераля, во владении уходил внутрь. Впервые в карьере сделал для остальных больше, чем для себя.
Давид Нерес
Заменил Хвичу так, что и жалеть не о чем: по предголевым действиям (0,66 за полтора часа) – третий в Серии А. Но травмы подпортили вторую часть сезона.
Джакомо Распадори

Последние месяцы показали, как напрасно Джек растрачивает талант.
Распадори перешел в «Наполи» в 2022-м. Два года сидел под Осимхеном. Когда он ушел, попал под Лукаку.
В некоторых компонентах Джек сильнее обоих. Но он соперничал с ними в условиях, где они вне конкуренции. Вероятно, он самый невезучий топ-форвард в мире. Мастер, который играл бы в основе большинства итальянских грандов, но угодил именно туда, где шансов было меньше всего. По-настоящему мы его так и не видели, хотя ему уже 25.
Распадори – форвард-реджиста: низкая посадка, великолепное ускорение, исключительные возможности в тесных зонах и коротком перепасе. В штрафной – один из самых неуловимых нападающих лиги, причем независимо от системы: легко прячется и в тени большого напарника (Лукаку, Скамакка), и единственной девяткой.
Джеку хватило весны, чтобы доказать ценность (и заставить вновь пожалеть о том, как сложились последние годы). Когда Нерес сломался, у Конте не осталось вариантов. Распадори поставили рядом с Лукаку.
Он решил самые сложные проблемы на этой дистанции: 5 из 6 голов принесли «Наполи» очки. Много очков.
Ромелу Лукаку

Главное имя в чемпионской истории, если не считать самого Конте.
Лукаку погрузнел и больше не похож на эффектный таран времен «Интера». Но он все еще лучший нападающий вселенной Антонио Конте. В переходных фазах – блокировщик из американского футбола: считывает пространство, партнеров, ставит заслон, мешая защитникам добраться до мяча или закрыть бреши. Во владении – центровой из баскетбола: связывает защитников, открывает пространство, цепляется за вертикали. Мактоминей и Распадори процветают в его тени.
Лукаку в «Наполи» – игрок из амфута и баскетбола. Поэтому Конте его обожает
Эту помощь не засчитывают в голевые пасы, но Ром все равно отдал их больше всех в лиге – 10. Он улучшает каждого игрока «Наполи», который приближается к чужой штрафной.
Антонио Конте

Говорят, Конте однообразный. А Конте переменил пять схем и десяток стилистических настроек, чтобы выжать максимум из скудных ресурсов.
Ему не хватало защитников для игры в 3-5-2 – он создал гибрид, который переходил на тройку только в позиционной обороне. Не было нападающих для 4-2-4 – сделал девятку из Мактоминея. Переломались ЦЗ – обучил фулбеков.
Со здоровым Спинаццолой он предпочитал насыщенный атакующий центр – например, квадрат Лукаку – Мактоминей – Политано – Хвича. Они располагались друг под другом, а края атаковали защитники. Это работало. Но если с Леонардо что-то случалось, Конте переходил на низкие фланги. Атакующая группа расходилась по ширине, и центр становился зоной для атак вторым темпом. Превентивная оборона (коронка Антонио) теперь строилась и стояла на других игроках. И это снова работало, хотя выглядело совершенно иначе.
Конте по-разному защищался с Буонджорно и Оливерой. Заполнял пустые пространства в штрафной, заводя восьмерок из глубины, но без Ангисса перешел на пару опорников (Гилмор – Лоботка) и вязкий футбол. Переформатировал атаку (и взаимодействия восьмерок с пространством) после травмы Нереса – под качества Распадори.
И это всегда работало.
«Наполи» не лучший в Италии по игре, не думаю даже, что в тройке. Но очередной шедевр Конте – бесспорно.
Телеграм-канал Андрея Клещенка
«Наполи» – чемпион! Хотя «Интер» был первым 22 минуты

Фото: Maurizio Borsari/AFLO, IMAGO/www.imagephotoagency.it, Stefano Nicoli/Keystone Press Agency, Felice De Martino/Keystone Press Agency, IMAGO/Fabio Sasso, Alfredo Falcone/Keystone Press Agency/Global Look Press