
Современные круизные лайнеры способны перевозить невероятные количество человек. На крупнейших кораблях состав одного только экипажа может легко переваливать за тысячу душ! При этом круизное судно уходит далеко в море на многие дни и даже недели. Всё это время живущие на борту корабля люди не только едят, но и справляют естественную нужду.
Возникает вопрос: что происходит со всеми этими тоннами человеческих нечистот?
Канализация – одно из величайших изобретений человека. Первое техническое сооружение такого рода появилось в Древней Индии в 2 598 году до нашей эры. Впрочем европейцы куда чаще вспоминают древнеримскую Большую Клоаку, создание которой началось в VII веке до нашей эры в эпоху правления Луция Тарквиния Приске. С тех пор и по сей день человечество с этим благом цивилизации не расстаётся. Даже в темнейшие годы Средних веков вопреки популярному заблуждению канализация в европейских городах всё-таки существовала (пускай и выглядела чаще всего как система сточных канав). С тех пор стало заметно лучше: сегодня без канализации не может обойтись даже самый маленький город. Однако, одно дело организовать систему стоков и очистки нечистот на твёрдой земле и совсем другое на морском судне.
И в нашем случае речь в первую очередь идёт не о каких-то катерах, траулерах, паромах или даже кораблях военно-морского флота. Речь идёт о круизный лайнерах. Просто представьте, какой-нибудь морской лайнер класса «Vista» одних только пассажиров вмещает от 3.9 до 5.2 тысяч человек! Одновременно с этим на борту находиться до 1.4 тысяч членов экипажа. Итого на пике судно способно перевозить до 6.6 тысяч человек. Добавьте к этому сроки путешествия: средняя протяженность «короткого» курорта составляет 14 дней. При этом бывают и куда более продолжительные морские путешествия, например, с нахождением в море на протяжении 50-60 дней. Как несложно догадаться, всё это время 6.6 тысяч человек нуждаются не только в еде и питье, но и в отхожих местах. А ведь даже какие-нибудь 2.5-3 тысячи человек – это население небольшого европейского ПГТ.
В связи с этим возникает закономерный деликатный вопрос: что происходит с нечистотами, оставляемыми на круизном лайнере несколькими тысячами людских душ? Краткий ответ большинству граждан скорее всего не понравится – их (нечистоты) сливают в море. Правда, короткий ответ является серьёзным упрощением реального положения дел, так как в работе канализации круизного лайнера есть некоторые «нюансы». Строго говоря, сливается не все нечистоты, а лишь вода, оставшаяся от них. После использования грязная вода системы канализации проходит через несколько фильтров, которые удаляют из неё основную массу наиболее опасных веществ. Вся эта «гадость» остаётся в фильтрах до тех пор, пока судно не зайдёт в порт и не станет не технического обслуживание. В свою очередь отфильтрованная вода сливается обратно в океан, чтобы не занимать место.
Вредит ли это окружающей среде? Теоретически – да. Другой вопрос в том, насколько этот вред действительно губителен для окружающей среды. Всё-таки так называемая «чёрная вода» проходит несколько степеней очистки. Питьевой она после этого, мягко говоря, не становится. Однако и степень токсичности подобных отходов заметно снижается. Выступая в качестве адвоката дьявола, стоит заметить, что для мирового океана, такие сбросы воды даже не капля в море. Что, впрочем, не отменяет того факта, что слив «чёрной воды» за борт во время путешествия – зрелище не из приятных. Убедиться в этом не сложно, взглянув на соответствующие фотографии, сделанные самими пассажирами круизных лайнеров. И всё же, сливать не отфильтрованную воду – запрещено. Подобный нюанс прямо регулируется действующими международными законами, действующими от 1973 и 2003 годов.