
9 сентября состоялось заседание Президиума Российской академии наук. В рамках первого осеннего заседания члены Академии поздравили коллег — лауреатов Государственных премий Российской Федерации 2024 года, и заслушали доклады об исследованиях, принёсших им высокие награды.
Лауреатами стали сразу три члена Российской академии наук. Государственных премий в области науки и технологий 2024 года удостоены директор Института археологии РАН, вице-президент РАН академик Николай Макаров и член-корреспондент РАН Николай Кузнецов. Государственную премию за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2024 года присудили научному руководителю Института всеобщей истории РАН академику Александру Чубарьяну.
Церемония вручения прошла в Большом Кремлёвском дворце 12 июня, в День России, где Президент России Владимир Путин вручил награды лауреатам.
«Хотелось бы добавить, что, как правило, Государственная премия присуждается лишь единожды. Однако Александр Оганович удостоен её дважды, что является поистине уникальным случаем. Отрадно, что он дважды стал лауреатом этой высшей награды в сфере науки», — отметил президент РАН академик Геннадий Красников.
Новые памятники русского Средневековья
Как сообщил академик Николай Макаров, премией отмечены исследования Средневековой Руси. Археология предоставляет возможность проверить летописные свидетельства и получить более полную картину прошлого.
«Огромная масса древнерусских поселений и могильников до настоящего времени остаётся невыявленной, недокументированной и находится вне поля зрения науки», — констатировал учёный. Особенно это касается северо-восточных областей, которые долгое время оставались в тени таких известных центров, как Новгород и Киев. «В XX веке основной фокус археологических исследований оказался сильно смещён в сторону Новгорода, Киева и Смоленска. Мои исследования, удостоенные премии, связаны преимущественно с археологией Северо-Восточной Руси», — пояснил учёный.
Исследования Николая Макарова и коллег из Института археологии РАН сконцентрированы на реконструкции исторических процессов на территориях с центром между реками Окой и Волгой. Полевые работы нацелены на расширение знаний о становлении нового очага древнерусского расселения и властных отношений на Северо-Востоке в X-XIII веках. Исследования велись на трёх ключевых площадках: в Суздальском Ополье (исторический центр), на Белом и Кубенском озерах (северная периферия) и в Московском Кремле. Археологические исследования показали, что все эти три точки были связаны общностью исторического действия, культуры и политической организации.
Работы в Суздальском Ополье открыли необычайно плотную сеть средневекового расселения. Археологические исследования двух последних десятилетий показали, что эта небольшая территория площадью 2000 квадратных километров представляла собой ядро Северо-Восточной Руси. «Здесь выявлено 400 средневековых поселений, ещё 600, по нашим подсчётам, остаётся неоткрытым», — сообщил академик.
Но главное достояние — это обилие артефактов, свидетельствующих о присутствии знати. «Ополье насыщено предметами, которые связаны с репрезентацией властных отношений. Здесь выявлены погребения древнерусской знати, редчайшие погребения воинской элиты», — отметил Николай Макаров. Уникальной находкой стала печать Юрия Долгорукого, обнаруженная на сельском поселении вместе с комплексом боевого оружия.
Исследования на севере, у Белого и Кубенского озёр, показали, как Русь закреплялась во второй половине XI века на торговых путях, ведущих из бассейна Волги в бассейн Северной Двины и Онеги. «Эта сеть поселений обеспечивала интеграцию огромных территорий в состав Руси и обеспечивала поступление пушных ресурсов. Это главный товар, который Русь экспортировала», — пояснил Николай Макаров.
Важная часть археологических исследований связана с раскопками в Московском Кремле, которые велись по поручению Президента России. «Подтверждено присутствие на территории Кремля культурных напластований середины XII века, построек последней трети XII века», — сообщил академик. Материальные источники показали, что Москва демонстрирует рост и активное развитие в послемонгольское время, тогда как многие города в тот период переживали упадок.
Подводя итоги, учёный затронул проблему популяризации археологического наследия. «Наследие средневековой Руси сегодня мало знакомо современному обществу, в отличие от наследия античности. Это большая проблема», — констатировал он. По его мнению, причина в отсутствии современных музейных экспозиций и археологических парков. «Исторический нарратив как бы оторван от материальной основы, от подлинных памятников, и значительная часть нашего прошлого невидима. Без музеев, без того, что мы сделаем наследие видимым, у нас, конечно, никакой идентичности не будет», — подчеркнул Николай Макаров.
В настоящее время Институт археологии РАН участвует в проектировании новых археологических экспозиций под открытым небом в Кремле, Суздале и Новгороде.
Гуманитарные науки в современном мире
Научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян выступил с докладом о месте и роли гуманитарного знания в современном мире.
«Гуманитарная наука имеет две главных темы. Это человек и общество. И, конечно, мы видим в последние годы огромные перемены, которые произошли и в отношении человека, и в отношении общества», — отметил учёный.
Академик пояснил, что человек во всём мире претерпел значительные изменения. Изменение его места в современном мире, обусловленное технологическими процессами, требует от гуманитариев глубокого осмысления понятия «современный человек». Второй ключевой вопрос — общество. В нём происходят огромные трансформации: меняются соотношения стран и континентов, внутренние структуры государств и человеческих объединений. Всё это требует пристального внимания.
Кроме того, изменяются оценки исторических событий, что является не переписыванием истории, а, скорее, новым взглядом на неё. По всему миру наблюдается тенденция к «удревлению» истории, и этот процесс тоже необходимо учитывать. «Поэтому одна из задач гуманитариев — совместно с историками, экономистами и правоведами определить критерии государственности», — сказал академик.
Говоря о новых интерпретациях, он привёл в пример китайский взгляд на события Второй мировой войны: «Китай выдвинул три новых подхода. Во-первых, это пересмотр даты начала войны: вместо общепринятого 1 сентября 1939 года (нападение фашистской Германии на Польшу) активно продвигается идея о начале войны в 1931–1932 годах, связанная с нападением Японии на Китай. Во-вторых, Китай опубликовал данные о своих военных потерях, которые составили 35 миллионов человек. В-третьих, что очень важно, руководство Китая заявило о двух победителях. По их мнению, Советский Союз победил германский нацизм, а Китай — японский милитаризм в Азии».
В контексте взаимодействия человека и технологического прогресса по всему миру активно обсуждается роль и будущее искусственного интеллекта (ИИ). В этой сфере роль гуманитарных наук чрезвычайно велика. Правоведы исследуют юридические аспекты, философы — этические. Для социально-гуманитарных наук особенно важно сосредоточиться на изучении принципиальной концепции ИИ в его взаимоотношении с человеком.
«Роль общественных и гуманитарных наук очень велика не только в выработке мировоззрения, идентичности и воспитании, но и в участии в ответах на вызовы, которые жизнь ставит перед человечеством», — подытожил академик.
Он подчеркнул, что Российская академия наук является главной организацией в стране, где гуманитарные и общественные науки могут в полном объёме реализовать свой научный потенциал.
Теория скрытых колебаний
Член-корреспондент РАН Николай Кузнецов в свою очередь рассказал о теории скрытых колебаний — новом научном направлении, принесшем ему Государственную премию РФ.
Она продолжает традиции классической теории колебаний, основанной академиками А.А. Андроновым, Н.Н. Красовским и членом-корреспондентом Г.А. Леоновым, и объединяет фундаментальные теоретические результаты в области управления и прогнозирования динамики с современными вычислительными методами, включая искусственный интеллект. Ключевой идеей теории скрытых колебаний стала новая классификация колебаний как самовозбуждающихся и скрытых.
Самовозбуждающиеся колебания учёный проиллюстрировал на примере дыхания новорожденного, а скрытые — реанимации утопающего. «Аналогом самовозбуждения колебаний может быть запуск дыхательной системы новорожденного, когда он появляется из околоплодных вод, и мы наблюдаем запуск этих колебаний без дополнительных условий. А анализ скрытых колебаний — это наглядный пример реанимации человека после утопления, когда дыхательная система находится в стабильном стационарном состоянии, но запуск колебательной динамики не происходит, и нужен поиск дополнительного воздействия, чтобы система притянулась к нужному нам колебательному режиму», — пояснил учёный.
Поскольку области притяжения скрытых колебаний отделены от областей стационарных режимов, для их обнаружения и анализа требуются специальные аналитико-численные методы.
Спектр применений теории скрытых колебаний чрезвычайно широк — от биологии и медицины до искусственного интеллекта и социологии. Уже сейчас она помогает решать важные инженерные задачи, включая анализ опасных режимов работы гидроагрегатов на таких объектах, как Саяно-Шушенская ГЭС. В настоящее время ведутся работы по созданию аналогичных моделей для других гидроэлектростанций с учётом потенциально опасных скрытых колебаний.