
В дни Арктического кинофестиваля, проходившего в Анадыре, в музейном центре «Наследие Чукотки» показали программу, посвященную основоположнику чукотской литературы Юрию Рытхэу. 8 марта исполнилось 95 лет со дня рождения писателя.
В 2011 году на месте памятника Ленину, а это напротив музейного центра, появился памятник писателю скульптора Александра Рукавишникова, Рытхэу прилег, а рядом с ним — две лайки.
Участники фестивального мероприятия говорили о значении его наследия в современной культуре и кинематографе. Зрителям показали экранизации его произведений -«След росомахи», «Самые красивые корабли» (1973) и «Куда уходят киты» (1981) Анатолия Ниточкина. Открыли выставку, разместившуюся на одной стене.
Ее могло и не быть, если бы сотрудники «Ленфильма» не начали разбирать свои архивы, в которых и обнаружили интересные материалы, связанные с фильмом «След росомахи» Георгия Кропачева 1978 года. Снят он по одноименной повести Рытхэу.
Выставка называется – «След росомахи», как и повесть Рытхэу и одноименный художественный широкоэкранный фильм, снятый на киностудии «Ленфильм». Рытхэу стал автором сценария. Это интерпретация старинной чукотской легенды о том, как молодой охотник полюбил дочь солнца, но с последними его лучами красавица покидала землю, боясь холода. И решил для нее охотник добыть мех росомахи, охота на которую – большой риск.

Фото: Светлана Хохрякова
Главный герой фильма Иван Тутриль – сотрудник Ленинградского института языкознания. Он едет в командировку в родное селение Нутэн, чтобы записать чукотский фольклор. Иван давно живет в Ленинграде, стал кандидатом наук. Жена у него русская. Но он не перестал быть чукчей. На родной земле Иван встретил девушку Айнану, отказавшуюся от благ современной жизни и живущую живущую в яранге.
Фильм снимали в 1976 году на Чукотке в Бухте Провидения с участием жителей трех сел и местного самодеятельного ансамбля. Группа два месяца жила в селе Сиреники, и как видно из представленных на выставке документов, случился перерасход. Съемки из-за плохих погодных условий откладывались. Пришлось отчитываться перед начальством по всем незапланированным расходам.
В фильме было сцены, где Айнана появляется с обнаженной грудью. Одну сцену вырезали – ее зарубили на уровне сдачи картины. Вторая осталась и в ней участвовала, как говорят, продавец цветочного магазина, располагавшегося рядом с «Ленфильмом». А исполнительница роли Рауза Тажибаева снималась только в целомудренных сценах.
На главную роль изначально рассматривалось несколько актрис. Среди них – Наталия Аринбасарова. Исполнителей других ролей искали даже в Казахстане. Туда командировали ради этого режиссера и часть группы.

Фото: Светлана Хохрякова
На выставке можно увидеть заявление режиссера директору II-го творческого объединения, в котором он просит командировать его на Чукотку. Есть и письмо запреду Госкино Павленку уже от директора «Ленфильма» Блинова, где говорится, что сценарий необычен по форме и сложен в постановочном отношении. По этой причине потребовались дополнительные расходы. Среди раритетов – режиссерская экспликация к сценарию.
Все эти документы не были бы столь интересны, если бы довелось их увидеть в Петербурге. А на Чукотке они нашли свое место и стали своего рода открытием.