
У нынешнего фестиваля легкий китайский акцент. Кино из Поднебесной представляют на Чукотке не первый год. Теперь киносмотр открылся анимационной картиной из Китая «Кунг-фу пацан». Затем показали полнометражный мультфильм «В мир смертных». В анимационной короткометражной программе также представлена анимация Пекинской киноакадемии. В основной конкурс вошли историческая сага времен Второй мировой войны «Круг жизни» Дун Ачэна и «Затопление лайнера LisbonMaru» Фэнг Ли о судьбах военнопленных. Так отметили 500-летие освоения Северного морского пути и обозначили перекрестный год культур России и Китая.
Надо отдать должное китайским кинематографистам. Они представляют хорошо оснащенные проекты, относятся с уважением к российским зрителям. Если режиссер не смог приехать, то записывает видеообращение, где представляет своих героев и рассказывает об их создании, как это было перед анимационной премьерой. Мультперсонажи китайского образца похожи на американских, при этом обладают своеобразием и необязательно этническим.
В жюри игрового конкурса вошла продюсер и член совета Китайской ассоциации аниматоров. Янь Бин. Компанию ей составили: кинорежиссер Сергей Мокрицкий, продюсер и директор еще советских картин Юрий Обухов, актриса Агния Кузнецова и руководитель Государственного академического чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон».
В гости к этому самобытному коллективу участники фестиваля отправляются ежегодно. Они посещают мастер-класс, где знакомятся с особенностями песенной и танцевальной культуры чукчей и эскимосов. В коллективе работают как опытные артисты, так и совсем юные, школьницы 7-8 классов. У которых непременно тут танцевал кто-то из родственников.
Одна из песен коллектива называется «Послезавтра приду». Она шуточная и печальная одновременно, а посвящена депутату, обещавшему прийти к девушке. Он так и не пришел к ней. Это был реальный человек, его уже нет в живых, а песня живет.
На стене – черно-белая фотография 1971 года с первым составом исполнителей танца «Полет чайки против ветра». На ней совсем другие лица. Да и программа постоянно обновляется, появляются новая техника. А этот своеобразный танец продолжает свою историю. Подобные фестивальные вкрапления придают ему особый колорит и знакомят с местными традициями и культурой.

Фото: Светлана Хохрякова
В основном конкурсе участвует якутская картина «Диодорова. Против течения» дебютанта Сандала Баишева о российской чемпионке Паралимпийских игр, потерявшей в детстве руки. Представлял ее выпускник Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, ученик Игоря Масленникова Александр Лукин. Он уже во второй раз на фестивале, а приезжать вынужден сюда окружным путем. Из Якутии надо лететь в Москву, а уже оттуда на Чукотку. Таковы издержки логистики.
Александр Лукин – режиссер и музыкант. Он и в этот раз продемонстрировал искусство игры на якутском хумусе, который имеет историю в пять тысяч лет. Несколько лет назад Александр представлял как режиссер фильм «Белый ангел тундры», созданный на народные деньги. Он рассказывал о 19-летней ленинградке, спасавшей в 1937 году в Якутии эвенков от эпидемии. Ее прототипом была врач, чьи письма обнаружили в архивах.
Теперь Александр приехал как продюсер дебютной картины. С Сандалом Баишевым он поменялся ролями. Прежде Сандал выступал продюсером одной из его картин, а теперь наоборот. Спортивные драмы русских режиссеров едва ли не самые высокобюджетные. А байопик «Диодорова. Против течения» снят за 5 миллионов рублей, и это не опечатка. Роль тренера сыграла приглашенная звезда Татьяна Арнтгольц, пощадившая скудный кинобюджет и не потребовавшая высокого гонорара.
Зрители в Анадыре сердобольные и доверчивые. Они больше всего переживали за судьбы героинь фильмов «Диодорова. Против течения» и «Филателия» Натальи Назаровой. Главное, что их интересовало – действительно ли актрисы имеют тот же недуг, что и их героини. У одной – легкая форма ДЦП. Другая без рук достигла рекордов в спорте.
«Белый пароход» дебютантки Инги Шепелевой представляла якутская актриса Элла Соколова, сыгравшая учительницу музыки. Картина поэтично рассматривает соединение и противостояние русской и якутской культур в свете многолетних традиций. Ее премьера состоялась на крупнейшем азиатском кинофестивале в южно-корейском Пусане.
Турецкий «Летний свет» еще одного дебютанта и преподавателя изобразительного искусства Керема Кушчу – медитативное путешествие молодого художника в прошлую жизнь и родной город, где его, как выясняется, никто кроме матери и не ждет.
Фильм вызвал много вопросов географического толка, что неудивительно. Турция на экране завораживает морскими пейзажами и представлена во всем великолепии. А снималась картина в портовом городе Чанаккале, ставшем натурной площадкой для голливудской «Трои» с участием Брэда Питта. Рефлексий главного героя многие не поняли. Один подросток смело высказал свое мнение: «Фильм хороший, но есть нюанс. Я в нем ничего не понял».
После показов кинематографистов обступают горожане. Они уже сроднились друг с другом. Вместе с жителями Анадыря наши режиссеры и актеры переживали за прибытие первого в этом году корабля из Владивостока, доставившего в город продукты. Фрукты и зелень тут на вес золота. А персик стал своеобразной наградой. На одной из творческих встреч со школьниками в Угольных Копях участников фестиваля не только накормили в школьной столовой, но и преподнесли по диковинному тут персику. Актриса Агния Кузнецова, выступая перед зрителями, призналась, что почувствовала ценность этого фрукта именно на Чукотке.