На Исторической сцене Большого театра показали балет «Шурале»

Fine-news 4 часов назад 31
Preview
На Исторической сцене Большого театра показали балет «Шурале»

Последний раз знаменитый балет «Шурале», основанный на татарских народных сказках, был показан в Большом 64 года назад — 1 октября 1961 года, и больше в репертуар театра не вернулся. Зато в Мариинском театре балет гения отечественной хореографии Леонида Якобсона капитально возобновили 16 лет назад. В этом году балет — жемчужина отечественной хореографии отмечает 75-летие. И новый худрук балета Мариинского театра Андриан Фадеев, одновременно возглавляющий в Санкт-Петербурге труппу Леонида Якобсона и как никто другой понимающий значение этого Мастера и его наследия для российского балета, включил его в афишу гастролей Мариинского театра на Исторической сцене.

Балет Якобсона «Шурале» — один из самых ярких балетов советского времени, был первым большим, удачным балетом гениального хореографа, поставленным на академической сцене. Сначала в Кировском (ныне Мариинском) театре в 1950 году, а через 5 лет, после его огромного успеха тогда еще в Ленинграде, апробированный балет, как тогда было принято, перенесли на сцену Большого. А в главных ролях — девушки–птицы Сюимбике и ее возлюбленного, богатыря татарского эпоса Али-Батыра (что означает «Святой богатырь»), — на премьере танцевали Майя Плисецкая и Юрий Кондратов (позже роль Али-Батыра с успехом исполнял и Владимир Васильев).

Из досье «МК»: Впервые публике спектакль «Шурале» был показан в Казани 12 марта 1945 года, хотя задумывался он к Декаде татарского искусства в Москве в августе 1941-го. К этому времени 27-летний композитор Фарид Яруллин закончил клавир своего «Шурале». А откомандированный из Москвы артист и балетмейстер Большого театра Леонид Якобсон поставил в сотрудничестве с композитором хореографию. Премьера «Шурале» была назначена на 22 июня 1941 года. Но началась война, постановка отложилась, а в 1943 году молодой композитор погиб на фронте в боях за Белоруссию, и балету «Шурале» было суждено стать первой и последней крупной его работой. В том же самом 1943 году работа над «Шурале» возобновляется вновь. Незадолго до окончания войны в Татарском театре состоялась и премьера в постановке новых авторов, а через 5 лет, уже в Кировском театре, Якобсон показал новую редакцию своего «Шурале». Балет был переименован в «Али-Батыра» — считалось, что негоже называть советский балет именем нечистой силы. Под таким именем спектакль получил Сталинскую премию. Со временем историческая справедливость восторжествовала, и сейчас балет в Мариинском театре называется так же, как он и назывался изначально.

Рената Шакирова (Сюимбике) и Александр Сергеев (Шурале). Фото Дамира Юсупова предоставлено пресс-службой театра







«Шурале» часто называют татарским «Лебединым озером», потому что мотив превращения птиц в девушек постановщики, скорее всего, оттуда и позаимствовали. В балете рассказывается о том, как царь леса Шурале похищает крылья Сюимбике, после того как девушка-птица сбрасывает их. Он пытается утащить пленницу в свое логово, но тут появляется Али-Батыр, сходится в жестокой схватке с чудовищем и побеждает его, а девушку уводит в свою деревню. Дело заканчивается, естественно, свадьбой с танцами.

Кимин Ким (Али-Батыр) и Александр Сергеев (Шурале). Фото Дамира Юсупова предоставлено пресс-службой театра







Якобсон в «Шурале» с таким большим мастерством соединил классическую основу с национальным татарским танцем, что татары считают балет своим национальным произведением. «Якобсон был одновременно петербургским академическим хореографом и абсолютно свободным авангардным художником», — определил талант балетмейстера Игорь Бельский, долгие годы танцевавший в его балетах. Кристально чистая классика, фольклор, гротеск — такова палитра, использованная хореографом как в больших работах, так и в миниатюре.

К стихии национального танца обращен 2-й акт спектакля. Особенно удались нынешним танцовщикам Мариинки сочные жанровые сценки свах и сватов в картине свадьбы героев.

Помимо классики и народно-характерного танца в спектакле Якобсон обильно использовал свободную пластику. При превращении птиц в девушек пластика рук у Якобсона в этом спектакле обретала фольклорный рисунок, который и сегодня прекрасно воспроизводит кордебалет Мариинского театра.

Рената Шакирова (Сюимбике) и Кимин Ким (Али-Батыр). Фото Дамира Юсупова предоставлено пресс-службой театра







Поэтичнейшей Сюимбике Ренаты Шакировой тоже очень подошла эта птичья пластика, да и в человеческом обличье она была прекрасна. А у впервые дебютировавшей в этой партии во втором составе Надежды Батоевой была химия в дуэте со своим богатырем — Тимуром Аскеровым, который очень уверенно драматически и танцевально провел свою партию.

Как всегда, вне конкуренции в партии Али–Батыра был и Кимин Ким. Его поистине богатырски-мощные прыжки и искренняя игра, лирические классические дуэты с Ренатой Шакировой тоже захватили зрительный зал и неоднократно прерывались бурными аплодисментами.

Для пластики самого Шурале моделью Якобсону служили старые коряги, причудливо изогнутые ветви деревьев, с которыми леший в историческом оформлении Александра Птушко, Льва Мильчина и Ивана Иванова-Вано буквально сливается. Однако внесены в костюм Шурале в Мариинском театре изменения, которые отличают, например, казанского и петербургского леших (в спектакле в Казани, где в собственной редакции тоже идет «Шурале» Якобсона, имеются даже некоторые герои, которых мы не увидим в мариинской постановке).

Но необычному и великолепному по движениям и рисунку, гибкому, свободному и невероятно пластически выразительному танцу Александра Сергеева в роли Шурале блестки, появившиеся в костюме, нисколько не мешают, а само его исполнение запомнится надолго. При этом сам прошедший с огромным успехом гастрольный спектакль доказал, что по праву занимает почетное место в афише Мариинского театра, безусловно являясь спектаклем — классикой XX века и уникальной и редкой жемчужиной в его репертуаре.

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'