Наследие Великого князя: более 30 музеев предоставили экспонаты для выставки, посвящённой Сергею Романову

Fine-news 6 часов назад 29
Preview
 более 30 музеев предоставили экспонаты для выставки, посвящённой Сергею Романову

«Августейший хозяин Москвы» – так называется выставка, рассказывающая о важной фигуре в российской истории Великом Князе Сергее Александровиче, генерал-губернаторе, командующем войсками Московского военного округа, меценате, супруге святой Елизаветы Федоровны. Более 30 музеев, архивов и частных коллекционеров предоставили для неё экспонаты, за каждым из которых стоит не только история, но и попытка ответить на вопрос: кем он был «жестоким государем» или «настоящим хранителем порядка»? «МК» разобрался  в этом вопросе.

Принцип построения выставки – биографичность: в одном из уголков первого зала знакомимся с детством Великого князя, началом становления его личности. Родился 29 апреля (11 мая) в 1875 году в Царском Селе в семье императора Александра II и Императрицы Марии Александровны. Воспитывался в соответствии с основными традициями императорской семьи, в приоритете которой числились образование, честность и служба Отечеству. Особое влияние на детей оказала их мать – императрица Мария Александровна, придававшая особое значение духовному воспитанию наследников. Александр III вспоминал, что именно она сделала их «истинными христианами». Этот аспект, безусловно, повлиял на дальнейшую деятельность генерал-губернатора Москвы.

Фото: Екатерина Бородина







С раннего детства царских детей готовили к государственной службе, Сергей Александрович, в свою очередь, был зачислен в Преображенский полк. В 1877-ом, в день совершеннолетия, принес присягу, участвовал в русско-турецкой войне и был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

Далее перед посетителями открываются три зала, посвящённые собственно хозяйственной деятельности генерала-губернатора. При нём Москва действительно «похорошела». Сразу после назначения на должность Сергей Александрович организовал масштабное развитие городской инфраструктуры: появлением в Первопрестольной канализации, электричества, отопления мы обязаны именно ему. А также реконструкции важных исторических памятников и развитию городской архитектуры. Москва становится «хранительницей русских начал».

Великий князь превращает город в идеологический центр империи. Происходит развитие гостиничного дела и культуры: гостиница «Метрополь», реконструкция «Большого театра». Третьяковская галерея получает новый фасад по проекту В.М. Васнецова, который становится ее символом. Все эти достижение представлены на выставке в виде архивных документов, картин и зарисовок известных художников. 

Фото: Екатерина Бородина







Вместе с женой Елизаветой Федоровной активно занимался благотворительностью и развитием православия в городе. Они являлись «настоящими просветителями» своего времени.

А вот самый трагический момент жизни генерала-губернатора: член боевой организации партии, социалист-революционер, террорист Иван Каляев бросил бомбу в карету, в которой ехал Великий князь. Трагедия произошла у Никольской башни Кремля. Его гибель потрясла российское общество, панихиды служились в храмах по всей стране.

Путь Великого князя  после убийства на выставочных стендах продолжен его  супругой Елизаветой Фёдоровной, Именно трагическая гибель мужа стала для Елизаветы Федоровны началом ее подвижнического пути и духовного служения. В 1992 году она была канонизирована Московским Патриархом как преподобномученица Елисавета. На выставке представлена икона с её изображением.  

Один из самых запоминающихся экспонатов стал воссозданный фрагмент обстановки гостиной Сергея Александровича его дома на Тверской, привезённый из Санкт-Петербурга в Москву – Икона Преподобного Сергея Радонежского, коллекция писем, награды и военная форма представлены в Музее Москвы. 

Фото: Екатерина Бородина







На открытии присутствовал мэр Москвы Сергей Собянин. И сам этот факт казался символичным: два эффективных управленца, два времени и один город, который требует неравнодушия и твердости в управлении. Почти полтора века разделяют их, но «Августейший хозяин Москвы» стирает эту дистанцию между ними, позволяя взглянуть на прошлое через призму настоящего. 

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'