
Знакомьтесь: Маркус Креше.

Заняв третье место в сезоне-2024/25, «Айнтрахт» впервые в истории квалифицировался в Лигу чемпионов через Бундеслигу. Гигантский вклад внесла пара форвардов Омар Мармуш – Юго Экитике, тренер Дино Топпмеллер проделал классную работу, подстроив команду для максимизации качеств лидеров. Но главный архитектор успеха – Маркус Креше, глава спортивного отдела.
Его резюме может состоять всего лишь из заголовка текста, но это только главные достижения. Есть и другие.
Креше может гордиться не только Коло-Муани и Мармушем

Трансфер Коло-Муани делит 18-20-е место в списке крупнейших продаж в истории футбола, трансфер Мармуша – 47-51 (данные Transfermarkt).

Есть только один случай, когда игрок пришел в команду свободным агентом (здесь не учитываем воспитанников, конечно), а ушел за сумму больше, чем заплатили за Мармуша и Коло-Муани – это Поль Погба. Переехал в «Юве» из «Манчестер Юнайтед» свободным агентом, спустя четыре года отправился в «МЮ» за 105 млн евро.
Хотя и тут можно прикопаться, что Погба на момент перехода в «Юве» был еще игроком молодежки «МЮ» лишь с 71 минутой в АПЛ за взрослый состав. Коло-Муани и Мармуш приходили в «Айнтрахт» с несколькими годами опыта в профессиональном футболе.
Другой удивительный факт – время, которое понадобилось «Айнтрахту», чтобы заработать деньги. Прошел год от подписания Коло-Муани свободным агентом до продажи почти за 100 млн; Мармуш провел в «Айнтрахте» полтора года.

Креше может гордиться не только этими сделками.
«Айнтрахт» заработал в четыре раза больше, чем потратил, на атакующем полузащитнике Йеспере Линдстреме. Кстати, у датчанина вообще не идет после «Айнтрахта»: 0 голов за два сезона (по году в «Наполи», который его купил, и в «Эвертоне» в аренде).
«Айнтрахт» заработал в три раза больше, чем потратил, на центральном защитнике Вильяне Пачо. Эквадорец провел в Германии всего год, стал лидером клуба по игровым минутам. И не потерялся в «ПСЖ» – выиграл вообще все уже в первый сезон, стал надежным напарником Маркиньоса.
Совсем скоро коллекция Креше пополнится.
Юго Экитике – один из главных лотов на рынке центрфорвардов, быстрый, техничный, опасный на дриблинге. «Айнтрахт» хочет 100 млн евро, и вряд ли планка сильно снизится: клуб попал в ЛЧ, хорошее экономическое положение, нет необходимости продавать именно сейчас.

Хуго Ларссон – очень талантливый центральный полузащитник, прекрасно сканирующий пространство. С хорошим выступлением в ЛЧ трансферная стоимость запросто поднимется до 50 млн евро (куплен за 9).
Натаниэль Браун – открытие Бундеслиги-2024/25, атакующий левый защитник с великолепным качеством угловых. Ему еще не хватает физической мощи и, как следствие, оборонительной силы, но с учетом пользы в атаке и низкой стоимости (куплен лишь за 3 млн) «Айнтрахт» может рассчитывать даже на х10.
Спортивный блок «Айнтрахта» качественно работал и до Креше, всем заправлял Фреди Бобич, которого забрала амбициозная «Герта». Правда, там сгорел и Бобич, и деньги «Герты». А Креше продолжил хорошую работу в «Айнтрахте» и даже превзошел Бобича (хотя планка была крайне высокой).
Краткий анализ сделок Креше в «Айнтрахте»: отличные свободные агенты, платит много только за форвардов, обязательно кто-то выстрелит за 7-10 млн
1. Коло-Муани и Мармуш – далеко не единственные успешные подписания «Айнтрахта» на рынке свободных агентов.
Лидер защиты Робин Кох пришел бесплатно. Основной опорник Элье Схири тоже. Как и Рафаэль Борре, один из героев золотого похода в Лиге Европы.

2. Лишь дважды Креше платил свыше 15 млн евро – за Юго Экитике и Элье Ваи (пришел этой зимой на место Мармуша). Оба форварды. Креше прекрасно понимает, что за форвардов готовы переплачивать, поэтому логично, что и инвестировать в них приходится больше.
«Айнтрахт» ведь прекрасно продавал нападающих и до Креше. Помните Луку Йовича и Себастьяна Аллера?
Небольшое отступление: Креше рассказывал, что в 2023-м клуб всерьез думал привезти Криштиану Роналду, это бзик одного из членов совета директоров. Креше сначала не поверил в серьезность идеи, затем объяснил руководству, что «Роналду был бы слишком большим для клуба».
3. В диапазоне 10-15 млн Креше тоже платит редко – всего четыре раза. Зато есть 15 покупок до 5 млн и 11 в диапазоне 5-10 млн. Такими игроками Креше формирует обойму и ищет вундеркиндов, которые сначала принесут «Айнтрахту» спортивные успехи, а затем и деньги (в 3-4 раза больше, чем потрачено). Пачо и Линдстрем – продукты такой схемы, Ларссона и Брауна через год-другой ждет то же самое.

4. Креше здорово использует аренды. Кох и Артюр Теате (левый/центральный защитник) сначала приезжали на время. Экитике выкуплен после аренды. Этим летом выкуплен Расмус Кристенсен, агрессивный правый защитник с 5+4 в Бундеслиге (его гол официально отправил «Айнтрахт» в ЛЧ).
5. Видно, что Креше – большой фанат рынка Северной Европы. Датчане Линдстрем, Кристенсен и Оскар Хейлунд, шведы Хуго Ларссон и Лове Аррхов, норвежец Йенс Хеуге. И поклонник французского рынка, это классика: Экитике, Ваи, Теате (бельгиец из Лиги 1), Фарес Шаиби (алжирец из Лиги 1), Нильс Нкунку, Жан-Маттео Баойя, Эрик Дина-Эбимбе.

Портрет управленца: какие вопросы задает игрокам, почему важны телохранители на поле и кто футболист мечты
Креше – не авторитарный босс, он не пытается контролировать всю вертикаль власти, а делегирует обязанности и прислушивается к советам, считает открытость и коммуникационные навыки сильными сторонами.
Невозможно построить сильный спортивный блок, состоящий из одного человека: «Каждый сотрудник отвечает за конкретную область. Я даю людям уверенность, что к их мнению прислушиваются, стараюсь завоевать доверие. Доверие и ответственность создают мотивацию, люди сильнее идентифицируют себя с клубом, это платформа для дальнейшего развития».
Председатель совета директоров Аксель Хельманн подтверждал, что сильнейшая сторона Креше – распознавание навыков, и это касается не только талантливого футболиста, но и сотрудника в спортивный блок.
А вот как Креше завлекает игроков в «Айнтрахт»: «Я всегда начинаю с того, как мы хотим развить футболиста. Именно это сейчас первым делом хотят игроки – знать, как они сами будут прогрессировать в нашем проекте. Игрока надо убедить, что ваш клуб поможет достичь его (!) целей.
У меня всегда заранее много вопросов. Футболисты не любят говорить много о себе. Я пробовал с заходами в духе «расскажи о себе», но это всегда сложно. После монологов я редко что-то выяснял об игроке».
Для Креше крайне важны два вопроса: «Твоя главная сила как игрока? И твоя главная слабость? Моя цель – выяснить, может ли игрок хорошо оценить сам себя». Маркусу важно, чтобы игрок умел принимать критику: «Если кто-то сидит и говорит: «В моих проблемах виноват тренер, одноклубники слишком слабые, мне не повезло, я уже игрок уровня сборной», сразу понимаю, что у такого игрока будут гигантские проблемы с развитием».

Еще размышление Креше: «Если на выбор есть два игрока, где первый талантливее, а второй потенциально лучше вписывается в нашу команду, я всегда выберу второго». Структура игры может компенсировать «индивидуальные дефициты», по выражению Креше.
Здесь в тему другая цитата: «Когда у вас много атакующих талантов, вам необходимы несколько телохранителей. Мы добились этого, взяв Теате и Кристенсена. К тому же есть Кох, Марио Гетце и Кевин Трапп, направляющие молодых игроков». То есть для Креше важен баланс молодых и опытных, а также наличие кого-то вроде тафгаев: Теате и Кристенсен и вправду постоянно вписываются в стычки, если соперник грубо играет против креативщиков «Айнтрахта».
В переговорах с другими клубами у Креше есть правило – никогда не кричать: «Я не поддаюсь эмоциям из-за трансферов, но могу подбирать резкие слова, если упоминаются числа, которые совершенно не соответствуют рынку».
Любопытны мысли Креше об устройстве спортивного менеджмента: «У каждого должна быть четкая зона ответственности и возможность принимать решения. Мне нравится, что в Германии такой подход. В Англии, например, тренер часто забирает функции спортивного директора. Когда у тренера слишком много полномочий, решения часто направлены на краткосрочный, а не долгосрочный успех. На дистанции это приводит клуб к серьезным проблемам».
И финальное: из всех игроков мира, если бы можно было просто забрать одного футболиста к себе, Креше выбрал Родри.
У Креше до «Айнтрахта» был неудачный опыт – в «Лейпциге»

Как и многие немецкие футбольные управленцы, Креше долго играл сам. Он легенда «Падерборна», рекордсмен по числу матчей за клуб (373). Примерно поровну игр во второй Бундеслиге и Третьей лиге.
Маркус ожидаемо отвечал, сколько Креше-спортдир заплатил бы за Креше-игрока: «Ноль, я бы вообще не подписал себя, потому что у меня было ноль выдающихся навыков. Нет хорошей техники, слабая игра головой, низкая скорость. До меня как спортдира даже не дошла бы эта кандидатура, ее бы отклонила моя команда скаутов. Хотя Карл-Хайнц Кербель (скаут «Айнтрахта» в 2000-х – Спортс’’) однажды сказал, что хотел привести меня в «Айнтрахт», но менеджер клуба отказал. Я бы сделал то же самое!»
«Падерборн» помог Креше найти любовь. Его жена Виктория работала в агентстве, которое занималось маркетингом «Падерборна». В частности, отвечало за мышку Холли, маскота клуба. И несколько раз ей даже приходилось оказываться в костюме Холли. Так что теперь Креше шутит, что женился на талисмане «Падерборна».
В сезоне-2013/14, который стал последним в игровой карьере, Креше помог «Падерборну» подняться в первую Бундеслигу.

Немного поработав как тренер, Креше понял, что спортивный менеджмент ему гораздо ближе. Еще в 2000-е он получил высшее образование по направлению экономики бизнеса. В 2017-м стал спортивным директором любимого «Падерборна» (тогда клуб снова опустился в Третью лигу), и он вместе с Креше за два года вернулся в элитный дивизион.
«Лейпциг» моментально переманил Маркуса. Были слухи, что «РБ» заинтересован в превращении «Падерборна» в фарм-клуб, но ограничился лишь приглашением спортдира.
Получилось так себе. Креше проработал два сезона (хотя контракт был на три), в 2021-м разошлись по обоюдному согласию.
С одной стороны, при Креше «Лейпциг» купил Дани Ольмо, Доминика Собослаи, Мохамеда Симакана, Анхелиньо.
С другой, Креше плохо продлевал контракты (затягивал и включал смешные отступные). Роль в хороших покупках сложно определить (Анхелиньо – точно креатура Нагельсманна, в переговоры постоянно вмешивался босс «Лейпцига» Оливер Минцлафф), постепенно влияние Креше сокращалось (во второй год он делил обязанности с еще двумя людьми), ближе к разрыву сотрудничества Маркуса все чаще представляли в медиа как бесхарактерного, серого менеджера. Инсайдеры писали, что Креше банально не хватало международных связей.
Маркус будто не рассчитал прыжок из «Падерборна» – променял скромную команду, которая еще недавно была в Третьей лиге, на ресейл-конвейер мировых масштабов.
***
Здорово и для Креше, и для «Айнтрахта», что франкфуртский клуб поверил в Маркуса даже после посредственной работы в «Лейпциге» и дал шанс. Креше там уже четыре года, клуб выиграл Лигу Европы, квалифицировался в ЛЧ через чемпионат (впервые в истории Бундеслиги), все в порядке с экономикой.
Уже возникают инсайды, что клубы посерьезнее интересуются Креше. Сейчас кажется, что он буквально создан для «Айнтрахта»: ему нравится выискивать таланты, выгодно их покупать и оперативно (тоже выгодно) продавать после резкого игрового прогресса.
Креше в интервью допускает такие фразы: «Если игрок развивается быстрее, чем мы как клуб, нам нужно принять решение». Он понимает, что «Айнтрахт» – транзитный пункт в топ-команду, но ему нравится, что благодаря в том числе и его работе «Айнтрахт» становится привлекательным для талантов. И пусть их время во Франкфурте скоротечно, они все равно успевают принести спортивную пользу и большие деньги.
Телеграм-канал автора, где много заметок про Бундеслигу
Фото: Gettyimages/Selim Sudheimer / Stringer, Christian Kaspar-Bartke / Stringer, Alex Grimm / Staff, Alexander Hassenstein / Staff, Karina Hessland / Stringer, David Ramos / Staff, Christian Kaspar-Bartke / Stringer, Helge Prang / Stringer