

Обсудили в «Итогах».
Уже бывший тренер «Динамо» Марцел Личка пришел в программу «Это футбол. Итоги». Обсудили недавнее увольнение, травму Константина Тюкавина и возможные варианты продолжения карьеры.
Вот главное из ответов Лички.
«Если хочешь забрать Личку, значит, команда будет больше играть вперед». Марцел не понимает, почему его уволили именно сейчас
В прошлом сезон Личка не знал, остается ли он в «Динамо»: «Со мной никто не разговаривал. Автоматическое продление – это хорошо, но клуб мог сказать: «Марцел, нас не устраивает твоя работа, мы хотим другого тренера». Так было бы и в этом году. Может, мы закончили бы на третьем месте».

Поражение от «Краснодара» не изменило отношений Марцела с руководством: «Я видел [Желько] Бувача и [Дмитрия] Гафина. Когда они приходили на стадион, говорили: «Привет! Как дела?» Как было, так и осталось. Я не чувствовал давления. Ко мне не приходил Гафин и, например, не говорил: «Марцел, у тебя есть четыре игры. Если их не выиграешь, все закончится». Такого ни разу не было. А если бы такое и сказал…Ну и что, что давление?»
Гафин несколько раз говорил, что ему не совсем нравится футбол «Динамо» – но Личка всегда ориентирован на атаку: «Как клуб ищет игрока, так же делает и с тренером. Если ты хочешь забрать Личку, значит, команда будет больше играть вперед, забивать, но будет и пропускать».
Личка не понимает, почему его убрали именно сейчас: «Думаю, если бы меня хотели уволить, должны были сделать это после «Нижнего».
Марцел доволен отрезком в «Динамо»: «Год назад в клубе не верили, что мы можем до конца бороться за чемпионство. Большинство людей, следящих за футболом, не были уверены, что мы можем выиграть. За два года мы показали много хороших матчей, забивали голы, наши игры можно было смотреть болельщикам футбола, а не только «Динамо». Мы дали много хороших эмоций».
Травма Тюкавина для «Динамо» сравнима с потерей Родри в «Ман Сити»
Вылет Тюкавина сократил шансы «Динамо» на успех, зато раскрыл потенциал Ярослава Гладышева: «Тюкавин был очень важным игроком. Если бы он был в составе, уверен, он забивал бы. С другой стороны, ребятам нужно сказать спасибо, потому что против «Локомотива», ЦСКА, «Спартака», «Зенита» хорошо играли с Карраскалем как ложной девяткой. Травма Тюкавина – несчастье, но его отсутствие дало шанс еще больше показать себя Гладышеву.

Может быть, с Тюкавиным наша ситуация была бы чуть-чуть лучше, потому что он очень сильный игрок. Думаю, лучший нападающий в российском футболе. Тюкавин может и за спину, и между линиями. У него большая жопа, которая хорошо сохраняет мяч. И ментально он сильный.
Посмотрите на «Ман Сити». Они потеряли Родри. А какие там игроки запаса! И какие проблемы доставила травма Родри».
Личка очень хотел Карраскаля. Думает, что Хорхе справится даже с тренировками Карпина
Личка настаивал на трансфере Хорхе Карраскаля: «Честно скажу: я хотел Карраскаля, но сначала у руководства были сомнения. Я сказал: «Беру вопрос дисциплины на себя, я хочу этого игрока». Я верил в Карраскаля. Я знаю, что он может дать многое команде, в игре 1-в-1 он один из лучших игроков в лиге. У него не хватало голов и ассистов, сейчас он прибавил. Я с ним разговаривал на эту тему много раз: «Хорошо, что ты делаешь красивые вещи в центре поля, но нужны голы и ассисты». Нужна эффективность».
Личке нравится вариант с Валерием Карпиным в «Динамо» – но в этом случае придется расстаться с некоторыми игроками (не Карраскалем): «Почему нет? Я думаю, если бы Карпин пришел, у него были бы такие же требования, как в «Ростове». Есть игроки, которые подходили бы под его стиль. С другой стороны… Я вижу, как тренируется Глебов. Вижу, какая у него интенсивность с первой минуты тренировки. И какая интенсивность у некоторых игроков, которые не всегда принимают это, если с ними разговаривать».

Личка не изменит атакующим принципам. Для защиты 1-в-1 нужны топ-исполнители
Личка так и не наладил игру в обороне – из-за нехватки класса в системе 1-в-1: «Мы больше играем вперед, сзади играем 1-в-1. Команды на третьем-четвертом месте – ЦСКА и «Спартак» – пропускают меньше. Поэтому одним из вопросов летом было укрепление обороны.
Так как мы ничего не сделали сзади, нужно было улучшать атаку. Нужно было стараться быть еще более эффективными впереди. Я согласен, что мы много пропускали, но в прошлом сезоне, если бы Бальбуэна забил, а не попал в штангу, мы стали бы чемпионами. В этом году мы улучшили оборону, пропускали меньше.
Индивидуальный класс очень важен. Система… Перед поражением от «Спартака» в Кубке мы два дня разговаривали только о ситуациях, когда Маркиньос и Бонгонда убирают мяч под удобную ногу и делают кросс. Год назад «Спартак» забил нам с такой же ситуации. В этом году мы снова пропустили».
Милан Майсторович – большая потеря для Лички: «Он давал скорость и агрессию, достаточно хорош 1-в-1. Так как мы никого не купили в защиту, это был наш лучший трансфер. После большой травмы он вернулся в отличной форме. Если бы он дальше так продолжал».

Майсторович страдает из-за проблем с пахом, не помогла даже операция: «Две-три тренировки – и боль. Один раз справа, один раз слева. Милан занимался индивидуально, поехал в Белград. Сейчас никто ничего не знает».
Мешала и серьезная ротация в обороне: «Полсезона отыграли Кутицкий справа, Фернандес слева, Бальбуэна и Маричаль в центре. Старались сделать защиту посильнее. К сожалению, Майсторович был травмирован. Бальбуэна многое дает в атаке, в борьбе. Фернандес – левая нога, тоже умеет отдавать передачи, скорость повыше».
Личка не собирается менять философию: «Если начнешь менять структуру игры, может потеряешь в атаке. Футбол – для болельщиков. Если кто-то думает, что красивая игра – это девять человек сзади, затем убежать в одну контратаку и забить со стандарта, то мне это не нравится».
Личке было стыдно после ничьей с «Ростовом». Молодежь против «Пари НН» – не ошибка
Личка единственный раз чувствовал стыд – после мартовского матча с «Ростовом» (1:1): «Это катастрофа». Против «Пари НН» (1:1) такого не было: «В середине поля я дал шанс молодым Александрову и Смелову. Для них это была тяжелая игра, но в них я видел будущее. Например, в один день, когда уйдет Чавес, я уверен, что Александров, Смелов и Окишор могут его заменить.
Я хотел, чтобы эти ребята взяли ответственность, чтобы они понимали, что они здесь не потому что молодые. Они часть команды, в любой момент я могу сказать: «Мне нужна ваша помощь».

Личка поставил молодых в РПЛ с расчетом на Кубок России, хотя продление его контракта зависело и от места в чемпионате: «Я не важнее клуба. Ни один игрок не важнее клуба. Понятно, что я могу защищать себя. Я спортсмен, пробую делать, что хорошо для команды и клуба.
Работа тренера – сегодня ты здесь, а завтра тебя увольняют. Я вообще не думаю об увольнении. Когда ты боишься, ты делаешь ошибки. Я просто принял решение, потому что они заслужили свое время. В голове я думал: «Окей, мы можем проигрывать, тогда в перерыве буду включаться».
Личка хотел расстаться с игроками резерва и взять защитников и Воробьева
Личка перед этим сезоном просил убрать нескольких футболистов, но в итоге они остались. Марцел не назвал конкретных имен, возможно, речь про Дениса Макарова и Эли Дасу – как игроков ротации.
Личка хотел новых защитников, у «Динамо» был вариант с Александром Сильяновым, но «все уперлось в деньги»: «Я не знал, как будет готов Майсторович, поэтому хотел одного центрального защитника. Одного левого защитника. Справа были молодой Бессмертный и Даса, у которого еще был контракт на год. Я хотел конкуренцию слева: если бы Скопинцев чувствовал, что есть еще один игрок на его позиции, прогрессировал бы».
Прошлой зимой Марцел хотел Дмитрия Воробьева на замену Тюкавину: «Воробьев помог бы на двух-трех позициях, физически сильный, хороший ментально, может забить головой». Личке нужны игроки с характером: «Кто будет работать на поле? Звезды или ноунеймы? Да, у меня были Карраскаль, Бителло, Тюкавин, Чавес – звезды. Но кто будет работать? Бителло будет стелиться в подкатах? Карраскаль?»

Я не говорил: «Мне нужны Воробьев, Эктов и Перес». Я сказал, что знаю хорошо этих трех игроков. Тюкавин и Воробьев – хорошая пара на сезон».
Марцел доволен зимними новичками: «Сразу видно, какой вклад внес Касерес. Глебову было посложнее, потому что у него была травма ахилла. Нужно было время вылечить травму – сейчас Глебов лучше.
Иногда Глебов приходил к центральным защитникам, а я его просил остаться между линиями. У нас были Бальбуэна, Фернандес, Кутицкий, который могут дать сильный пас между линиями, у них есть культура паса. Нам не нужен дополнительный игрок сзади, нам нужен игрок повыше, чтобы там делать преимущество. Думаю, приход Глебова помог Фомину, они очень хорошо понимают друг друга».
Общение с Дмитрием Андреевым в «Оренбурге» и Бувачем в «Динамо» сильно отличалось: «В «Оренбурге» было очень просто. Вопросы по игрокам решали Андреев и я. У него был список игроков, делал выбор из десяти-двенадцати игроков, я говорил: «Хочу это и это». Он отвечал: «Согласен, это возможно». Дальше шли к президенту Василию Еремякину: «Это можно, это можно, а на это уже денег не хватает». В «Оренбурге» мы еще не вышли в РПЛ, а у нас с Андреевым уже было понимание, что мы хотим Веру и Мансилью. Это было уже в марте».
В «Динамо» Личка выбирал из трех-четырех вариантов: «Я говорил, что хотел бы усилить. Был список игроков, который готовили Бувач и скауты. Например, так было по Чавесу: «Марцел, ты хотел игрока, вот выбор из трех-четырех».
То же самое было с Артуром Гомесом. Нужно знать не только игрока, но и его характер. Я звонил знакомым в Европе, узнавал о нем. Спортивный директор турецкого клуба, который знает Артура по Португалии, рассказал о его человеческих качествах. Очень важно, чтобы новичок не внес негатив в коллектив».
Марцел согласен, что Артур был «излишним трансфером», учитывая, что на флангах атаки могут сыграть Бителло, Карраскаль, Нгамале, Гладышев и Макаров.

Карраскаль постоянно забывал паспорт. Бителло хорош на тренировках – но весной Личка ждал от него большего
Яркие Бителло и Карраскаль не доставляли проблем в тренировках: «Можно сказать наоборот. У Карраскаля всегда были проблемы с паспортом. Когда надо ехать, он приезжает: «Марцел, извини, я забыл паспорт».
Поздний приезд Бителло на зимние сборы? Бразильцы всегда не любят возвращаться. С другой стороны, они дома играют в футбол. Бителло приехал на десять дней позже, но в нормальной форме. Не толстый, не пустой, он пять раз в неделю играл на улице».
Личка дважды поговорил с Бителло на тему его возможного трансфера в «Ботафого»: «Он сказал: «Марцел, это уже не мое решение, уйду я или нет, это решает клуб. Если я останусь, я продолжу работу, потому что хочу двигаться вперед. Мне надо работать и показывать хорошую игру. Если у меня будут проблемы, не буду играть, меня не будут хотеть купить». Я не могу сказать игроку: «Пожалуйста, извинись перед футболистами». Это нечестно. Он это сделает, потому что я ему это сказал, этого нет у него внутри».
Весной Личка ждал от бразильца большего: «Бителло оптимистичный человек, на тренировках всегда работает с желанием. В этом плане у меня не было с ним проблем. По игре – может быть, я хотел, чтобы он играл еще чуть-чуть лучше, но Бителло больше хотел играть в середине поля. Сейчас я его больше использовал на фланге, но его задачей было больше заходить в середину, открывать зону на фланге.
Год назад Бителло был ключевым игроком, забивал. В последнее время он хотел больше делать шоу. Иногда я говорил: «Сначала играем просто, быстро, через пас». Красота может прийти попозже – когда ведешь 3:0».

В раздевалке «Оренбурга» царила семейная атмосфера, в «Динамо» все по-другому: «Там были более опытные игроки, которые собирали остальных, чтобы пойти покушать. В «Динамо» это пробовал делать Фомин. Не забывайте, что у нас были не только латиноамериканцы – Даса, Маухуб, Нгамале. Иногда очень важно пойти вместе на ужин, когда это возможно, и не забывать, что вы профессионалы.
Когда в «Оренбурге» я покричал в раздевалке, Дмитрий Андреев сразу помогал. Ребята видели, что есть не только тренер, но и помощники. В «Динамо» могли сказать: «Марцел, это твоя работа». Я это принимаю. Давление сверху помогает, оно тоже должно быть. В «Динамо» давление было больше через штрафы. Это решение руководства».
Возможно, стоит отменить такое наказание рублем: «В Москве держать молодых парней нелегко. Я могу отвечать, что происходит на базе, за медицинский штаб. Когда игрок уходит с базы, он должен быть профессионалом, сам следить за собой. Если есть повторения, нужно сказать: «Спасибо, до свидания». Один раз ошибиться каждый может, это нормально».
«Муми, давай, ты устал. Вернись завтра с лучшим настроем». Личка выгонял Нгамале с тренировки
Из-за недостатка игрового времени на Личку обиделись Нгамале и Лаксальт. Тренер мог им все объяснить: «Они не приходили на разговор. Это значит, что они чуть-чуть обиделись на то, что не играли. Если тебе что-то не нравится, приходи, открывай карты, скажи то, что ты хочешь. Как в жизни. Если есть претензии – не нравятся тренировки, есть вопрос об игровом времени – приходи, я все объясню. Почему я должен идти за ними?
Если ты выходишь на поле обиженным на меня, делаешь плохо своим друзьям, которые с тобой в раздевалке, и себе. Я делаю работу, потому что я ее люблю. Болельщики могут свистеть, говорить плохо обо мне, но это часть моей работы. Я должен быть сконцентрирован и делать так, чтобы было лучше.
Я разговаривал с Нгамале на тренировках, два месяца назад я даже выгнал его с тренировки. Потом встречались в офисе и разговаривали. Муми не тренировался так, как было нужно. Я ему сказал: «Муми, давай, ты устал. Вернись завтра с лучшим настроем».

Личка доверял Бальбуэне, поэтому шел ему на уступки. Фомин – слишком спокойный для капитана
Личка отпустил Фабиана Бальбуэну на Олимпиаду, несмотря на нежелание руководства: «Он хотел сыграть. Я тоже хотел, но мне не повезло. Понятно, Бальбуэна – важный игрок, но это было начало сезона, у меня были Лепский, Майсторович, Фернандес.
Я ему сказал, что он должен решить этот вопрос с клубом, потому что клуб ему платит деньги. Руководство было против. Но если мы не отпустили бы Бальбуэну, возможно, потом он был бы в плохом настроении и мешал бы команде. Если у него было бы плохое настроение, его не было бы в составе, играл бы Маричаль, кто-то другой. И тогда в раздевалке сидел бы игрок с большим контрактом – и все были бы недовольны».
Весной Бальбуэна отказался играть с «Локомотивом» из-за усталости, а потом полетел в сборную Парагвая, провел там два матча по 90 минут, получил травму и не сыграл с «Оренбургом».

Личка максимально доверился капитану: «Понимал, что будет не всегда легко, потому что он не говорил по-русски. Это мое решение. Если он меня подведет, это моя ошибка. Были ситуации, когда он помогал «Динамо» игрой и голами. Были ситуации, где он мог больше участвовать как лидер и капитан. Но я принял решение – это идет за мной. Были бы лучшими капитанами Фомин, Тюкавин, Шунин? Это вопрос для меня. Фомин – очень классный человек, хороший футболист, но он чуть-чуть интроверт, очень спокойный. Поэтому я просил летом, чтобы пришел такой игрок, как Глебов».
Личка общался с Нино еще до «Зенита». Марцел был готов отпустить Скопинцева в Петербург
Личка хотел усилить защиту трансфером Нино – заметил его еще до перехода в «Зенит»: «Я спросил, есть ли возможность его приобрести, я разговаривал с Нино. Не получилось».
«Зенит» зимой 2024-го интересовался Дмитрием Скопинцевым – Личка был не против его отпустить: «Все знают, что два года в «Динамо» я всегда хотел левого защитника. Если бы Скопинцев ушел, может, было бы легче попросить у руководства левого защитника. Я был бы не против ухода Скопинцева в «Зенит». Если бы «Динамо» договорилось с «Ботафого» по Бителло, я только пожелал бы удачи Бителло и искал бы другой вариант на его позицию».
Дмитрий нестабилен, по мнению Лички: «Скопинцев может сыграть очень хороший матч, в том числе сложный, а в следующую игру – как будто другой игрок. Когда говоришь Скопе: «Да, супер», он хочет показать еще больше. Финты – и начинает терять мяч. Я не знал, сыграет ли Скопинцев так, как мы хотим, или так, как он хочет».
Скопинцев выпал из старта по игровым причинам: «Скопа – нормальный парень. Я не мешаю работу и человеческие отношения. Я хотел укрепить защиту, попробовал там Маричаля. Если ты защитник, сначала защищаешь ворота, а потом делаешь работу впереди».

Личке нравятся Мойзес и Данил Круговой из ЦСКА: «Если бы я выбирал между ними, то Мойзеса. Но у Кругового есть русский паспорт, это дает свободу по иностранцам дальше. Левая нога у Кругового хорошая: последний пас, кросс».
До «Динамо» Личка мог зайти в «Краснодар». Теперь – не против остаться в РПЛ, но «Крылья» не звали
Марцелу звонил генеральный директор «Краснодара» Владимир Хашиг: «Я хотел доработать год с «Оренбургом», чтобы их попросту поблагодарить, мы вместе делали работу и шли одним целым.
Понятно, что не было легко, когда тебе звонят из «Краснодара». Я думал, но сказал: «Спасибо за предложение, решил остаться в «Оренбурге». Хашиг честно сказал: «Если ты не согласишься, у нас есть еще один вариант. Но сначала хотим поговорить с тобой». Поэтому я знал, что если скажу «нет», то придет кто-то другой».
Теперь пишут об интересе «Крыльев», Личка опроверг слухи: «Меня не зовут, сто процентов. Где я буду тренировать в следующем году – еще не знаю, на сегодняшний день это вопрос. Кто-то мне прислал новость из телеграма, что я стану тренером «Крыльев». Это не так.
Марцел может остаться в России, даже если пригласит клуб без чемпионских амбиций: «Все зависит от проекта. Деньги не играют большую роль».
Фото: fcdynamo.ru; Pavel Kashaev/Global Look Press/Global Look Press; РИА Новости/Сергей Пивоваров, Владимир Астапкович, Александр Вильф, Алексей Филиппов