
Исторически происхождение термина “лошадиная сила” уходит в XVIII век. Его автором считается шотландский инженер Джеймс Уатт (Ватт), занимавшийся разработкой и продвижением паровых машин. Для наглядного сравнения эффективности своих агрегатов он предложил сопоставление их работы с физическими возможностями лошади – основного источника механической тяги того времени. В рекламных целях он вывел расчёт, отражающий количество работы, которую способна выполнить одна лошадь за определённый период времени, и на его основе сформулировал понятие “лошадиная сила”.
На сегодняшний день в международной системе единиц (СИ) мощность измеряется в ваттах и киловаттах. Тем не менее, термин “лошадиная сила” продолжает широко применяться в автомобильной индустрии. Это обусловлено его глубокой укоренённостью в массовом сознании, а также удобством восприятия: для большинства людей показатель в “лошадиных силах” остаётся более интуитивно понятным, чем абстрактные киловатты.
В шахтах Англии XVIII века уголь поднимали наверх при помощи довольно примитивного механизма: с одной стороны каната – тяжёлая бочка, с другой – тянущие её лошади. Такие бочки весили порядка 180 килограммов, а объёмом доходили до 190 литров.
Именно на этот пример опирался инженер Джеймс Уатт, продвигая свои паровые машины. Чтобы наглядно продемонстрировать, насколько его механизмы эффективнее привычных тягловых животных, он провёл расчёты: сколько груза и с какой скоростью способна вытянуть пара лошадей. На основе этих наблюдений Уатт ввёл понятие “лошадиной силы” как универсального сравнения.
Сегодня это значение формализовано: 1 л.с. – это усилие, необходимое для подъёма 75 кг на один метр за секунду. В пересчёте на систему СИ – это около 735,5 ватта.
Любопытно, что в реальности натренированная скаковая лошадь может кратковременно выдать мощность в 8-10 таких условных “лошадей”. Так что термин оказался не столько точным, сколько образным, но зато прижился и стал интуитивно понятным на века.