Почему свекры спали со снохами в православной Руси

Ёптель 2 дней назад 150
Preview
Почему свекры спали со снохами в православной Руси О снохачестве в крестьянской среде говорили выдающиеся русские писатели - Тургенев, Некрасов, Лесков, Горький, Бунин, Набоков, Чапыгин. Снохач

О снохачестве в крестьянской среде говорили выдающиеся русские писатели — Тургенев, Некрасов, Лесков, Горький, Бунин, Набоков, Чапыгин. Снохач — это человек, который принуждает жену сына к близости. Историк Наталья Пушкарева пишет:
«Во многих семьях отец женит своего 8- или 9-летнего сына на девушке гораздо старше его с целью иметь лишнюю работницу; между тем сам сожительствует со своей снохой и нередко имеет от нее детей…».
На основании отрывка выше можно выделить две причины снохачества — недееспособность (отсутствие) мужа и нужда в рабочей силе. В 1774 году Святейший синод постановил, что девушек можно выдавать замуж с 13 лет, а юношей с 15 лет. В николаевские времена границу сдвинули до 16 и 18 лет соответственно. Жизнь холостяков не ценилась так, как жизнь семейных людей. Холостяков называли трутнями, а «старых дев» боялись, потому что думали, будто они могут причинить вред.
Помимо социальных норм экономическая система в стране также была настроена не в пользу холостяков. Пахотные и сенокосные угодья предоставляли только совершеннолетним мужчинам. Женатые получали вдвое больше. Поэтому мальчиков часто женили на девушках постарше с целью приобрести хорошую работницу. Когда муж занимался отходничеством или уходил на длительную службу, свекор мог заменить функции мужа снохи во всех смыслах.
В 19 веке феномен снохачества фиксировали в этносоциологических опросах в девяти губерниях европейской части Российской империи (Владимирская, Вологодская, Новгородская и другие). В свою очередь мужи-отходники могли создавать семьи на местах работы, и все это происходило с параллельно существующими церковными запретами.
В обществе к снохачеству относились как к девиации. С одной стороны действовало общественное порицание, с другой — снохачей редко преследовали. Крестьяне реагировали на снохачество осуждающим равнодушием. Зачастую жалобы снох на своих свекров заканчивались либо ничем, либо наказанием снох за клевету. Голос молодой женщины был почти бесшумным в жесткой патриархально-иерархической системе.
Крестьяне в целом сравнительно терпимо относились к разного рода половым девиациям. Церковь слабо регулировала поведение крестьян, последние могли без каких-либо резких осуждений со стороны общественности обходить церковные запреты. Крестьяне больше руководствовались природно-хозяйственными ритмами, а не религиозными установками. Данный факт в том числе отразился в фольклоре русского народа:
«Живот на живот — все заживет», «тело в тело — любезное дело», «грех — пока ноги вверх, а опустила — Господь и простил».
Таким образом, психика крестьян вытесняла неудобные религиозные запреты на периферию сознания при сохранении внешней декларации о важности христианских норм.
Несмотря на общую халатность, были случаи, когда снохачество публично осуждали. В 1841 году 19-летняя жительница Верхне-Сергинского завода Анна Ахманаева вышла замуж и в том же году подверглась домогательствам со стороны свекра:
«Схвативши меня положил на пол и несмотря на… сопротивление мое сделал со мной прелюбодейство».
Порой мужья боялись идти против своих отцов, поэтому женам приходилось их подталкивать к определенным действиям. Иногда дело решали через священника. Случалось, что сноха обращалась к свекрови за помощью, и та решала вопрос через правительственные органы. Однако свекрови могли видеть в снохачестве определенные плюсы для себя. Они могли закрывать глаза на интерес мужа к молодой невестке, главное, чтобы был соответствующий откуп и поменьше домашнего насилия с требованием «супружеского долга». Самые беспринципные свекры говорили в свою защиту, что невестки не противились ухаживаниям и даже сами хотели близости.
Русский север служит примером, где снохачество не имело такого размаха, как в остальной России. Причина, скорее, не в высоконравственности северян, а в обстоятельствах хозяйственной жизни. Мужи Севера редко покидали свои дома и занимались промыслом на родной территории.
Под инцестом понимается кровосмешение, близость между родственниками. Снохачество считается инцестом второго типа, потому что связь происходит не с кровными родственниками, а со свойственниками. Любопытно, что мне приходилось как-то раз спорить с группой христиан о том, является ли связь со свойственниками инцестом. Я говорил утвердительно и приводил примеры из Библии, где подобное поощрялось. Однако христиане не соглашались с моей позицией.
Тем не менее, связь со свойственниками на Руси также рассматривалась как форма инцеста. Историк Александр Островский пишет, что близость свекра с невесткой была самой распространенной формой инцеста второго типа. Он ссылается в том числе на этнографа Вячеслава Тенишева, который обстоятельно изучал данный феномен в крестьянской среде и говорил, что народ связывал снохачество с настоящим инцестом:
К снохачеству в описываемых нами уездах народ повсеместно относится крайне неодобрительно. Снохачество, по народному мнению, – грех, но грех более тяжкий, чем обыкновенный плотский разврат. В данном случае народ приравнивает снохачество к кровосмешению с родной дочерью. В доказательство этого один крестьянин приводил мне такой аргумент: «Муж и жена – одно тело, един дух. Отец, живший с женой сына, все равно, что живет со своим сыном или дочерью».
Таким образом, снохачество как явление в крестьянской среде осуждали все слои общества. Интеллигенция и духовенство отмечали глубокую порочность снохачества.
Нельзя с точностью сказать, насколько были распространены связи между свекрами и невестками в крестьянской среде. Однако распространение было заметным, о чем свидетельствуют судебные дела, многочисленные жалобы, фольклорные издевки по типу «свекор-батюшко хорош, ручки в пазушку положь» и отражение явления в литературном творчестве выдающихся русских писателей. Также в 1912 году вышел немой драматический фильм «Снохач», показывающий социальное давление на сноху, которая подверглась насилию со стороны свекра.

.

The post Почему свекры спали со снохами в православной Руси first appeared on Ёптель.

Читать продолжение в источнике: Ёптель
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'