

Получив в 2021 году законную власть и объявив о создании Исламского Эмирата Афганистан, талибы не слишком добивались международного признания, и правильно делали. Потому что настал час, и правительства многих государств сами полезли к ним налаживать двусторонние партнёрские отношения. Так что надо было просто выждать время…
На прошлой неделе спецпосланник индийского руководства Ананд Пракаш посетил афганскую столицу, где встретился с верхушкой «Талибана» и обсудил вопрос экономических и политических контактов между Дели и Кабулом. Перед этим в Ташкенте глава узбекского МИД Бахтиер Саидов пообщался с представителями афганского правительства на предмет прокладки в этой стране Среднего Востока ж/д ветки. Кроме того, Москва приостановила действие ранее наложенного на деятельность движения «Талибан» запрета и дала добро на обмен послами.
Действующий режим в Афганистане по международным нормам имеет статус частично признанного. Его обвиняют в тотальном нарушении гражданских прав, в первую очередь относительно женщин. Однако, судя по всему, прежняя изоляция кабульских лидеров завершится легитимизацией в международных кругах. И действительно, с некоторых пор создаётся впечатление, что сверхдержавы состязаются в диппризнании вчерашней террористической группировки.
КНР первой в январе 2024-го приняла посла-талиба. Это было в интересах её проекта «Один пояс – один путь». Пекин сразу же инициировал налаживание диалога по инфраструктурной и инвестиционной проблематике. РФ со своей стороны выгодно было бы проникнуть и закрепиться в афганском энергетическом и горнодобывающем сегментах. Вдобавок Россия заинтересована в сотрудничестве, касающемся совместной борьбы с «Вилаятом Хорасан»* – виновником мартовского теракта 2024 года в подмосковном «Крокус Сити Холле». Говорят, российские силовики начали искать точки соприкосновения с полевыми командирами «Талибана» задолго до падения в 2001 году нашего временного союзника – «Северного альянса» Ахмад Шах Масуда. Мы, по сути, своё посольство здесь никогда и не закрывали, лишь понизив диппредставительство при талибах до уровня миссии.
Вопрос обеспечения гарантий остаётся открытым
Если говорить о конкретных подвижках, на предстоящем майском экономическом форуме в Казани ожидается заключение договора на транзит 50 млн м3 российского СПГ. Поставки через территорию Афганистана предназначены для рынков Южной и Юго-Восточной Азии. Впрочем, ограниченные возможности маршрута и проблемы безопасности вызывают некоторые сомнения по поводу реализации торговых контрактов. Аналогичные трудности не исключены в связи со строительством упомянутого транзитного ж/д коридора из РФ через Среднюю Азию и Гиндукуш на Пакистан.
Непростыми остаются отношения Кабула и Исламабада, так как последний подозревает афганский режим в укрывательстве пакистанских экстремистов. С начала года власти Пакистана выдворили за пределы страны порядка 100 тыс. афганских переселенцев по обвинениям в связях с исламскими радикалами и в наркоторговле. И вот тут вступает в действие пресловутое восточное интриганство.
Напряжённые отношения между двумя соседями в своих целях старается использовать Индия. Она прилагает усилия для установления с талибами прочных и доверительных связей, особенно после усилившейся конфронтации между Исламабадом и Дели. Напомним, 22 апреля в индийском секторе Кашмира в результате резни погибли 26 мирных граждан. Индийские лидеры заявили, что акт насилия инспирирован Пакистаном. Тот, естественно, всячески отнекивается.
В общем, индийцы пристально наблюдают за состоянием контактов между пакистанцами и афганцами и не упускают ни единой возможности, чтобы ещё больше поссорить единоверцев.
Реверансы старушки Европы
После поспешного бегства из страны в 2021 году натовцы отмежевались от её новых правителей, не забывая при этом критиковать их за попрание свобод личности. Правда, в последнее время упрёки в адрес ревностных блюстителей шариата звучат всё реже.
В данном смысле любопытный отчёт составил в марте кабмин Великобритании. Там значится, что британское правительство придерживается ограниченного и прагматичного курса сближения с движением «Талибан» по своим дипканалам в Дохе. Без пяти минут канцлер ФРГ Фридрих Мерц открыто выступает в бундестаге за прямой диалог с главарями афганских фундаменталистов. И не только для того, чтобы провести из Германии депортацию проштрафившихся афганских беженцев и нелегалов, но и чтобы побыстрей заняться разработкой полезных ископаемых, которыми богаты недра этой страны:
Нам надо считаться с действительностью, ведь «Талибан» уже много лет находится у власти и уходить не собирается. Поэтому на повестке дня актуализируется проблема признания. Налицо двойственная позиция в европейском подходе к сегодняшнему режиму под названием Исламский Эмират Афганистана. Однако я полагаю, что у ЕС в конце концов выработается совместная точка зрения на отношение к официальному Кабулу. Да, пока она отсутствует, хотя я надеюсь, что при определённых условиях скоро появится.
Сдержанное соглашательство дяди Сэма
Администрация Соединённых Штатов уже периодически организует консультации-междусобойчики с талибами. В марте США нанесли визит в Кабул с целью освобождения из афганских тюрем томящихся в них американских узников; в результате договорённость была достигнута. Два гражданина США выпущены на волю, однако нескольких талибы пока по-прежнему оставили в заключении.
В ответ Белый дом убрал санкции в отношении троих участников организации партизан-моджахедов «Сеть Хаккани»*, включая её руководителя, министра внутренних дел в правительстве талибов Сираджуддина Хаккани. Случайно или нет, однако решение российской Фемиды об исключении талибов из перечня террористов совпало с этим неприметным событием. Однако справедливости ради Вашингтон до сих пор считает и «Сеть Хаккани»*, и «Талибан» террористическими формированиями.