Почему в ЛиАЗ-677 стучали бутылки и наклонялся кузов: как самый массовый автобус в СССР стали называть луноходом

Fine-news 3 часов назад 23
Preview
 как самый массовый автобус в СССР стали называть луноходом

Самый массовый пассажирский автобус в СССР ЛиАЗ-677 легко узнавали издалека не только по внешности, но и по звуку: на холостом ходу или при резком нажатии на газ из моторного отсека доносился характерный гул и звон, будто внутри звенели пустые бутылки. При этом в поворотах кузов часто заметно наклонялся, и пассажирам приходилось держаться, чтобы не потерять равновесие. Портал njcar.ru разъяснил, в чём причина таких особенностей.

Примечательно, что ЛиАЗ-677 оснащался автоматической коробкой передач. Для своего времени это было невероятное новшество: всего три скорости, но водителю было значительно проще управлять таким автобусом. Повышенный расход топлива тогда мало кого заботил – бензин был дешёвым.

Подвеска включала рессоры и пневмобаллоны, благодаря чему автобус ехал мягко даже по неровному покрытию. Но у этой мягкости была и обратная сторона – при поворотах кузов сильно наклонялся, особенно если салон был полон людей.

В качестве силовой установки на ЛиАЗ-677 использовался двигатель от ЗИЛа – массивный V8 объёмом 7 литров. Технологически он не блистал, но отличался надёжностью и простотой. Потребление топлива было колоссальным – порядка 50 литров на 100 километров, что по нынешним меркам немыслимо, однако в те годы это воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Подъёмы автобус преодолевал с натугой, особенно если в салоне было много пассажиров, но в целом справлялся с задачами, поставленными перед ним.

У ЛиАЗа было множество характерных особенностей, за что его и прозвали “Луноходом”. Особенно запоминались резкие наклоны кузова при поворотах. Причина – пневморессорная подвеска, которая теоретически должна была адаптироваться к нагрузке. В конструкции использовались воздушные баллоны, которые должны были автоматически подстраивать клиренс. Однако на практике система работала нестабильно: датчики реагировали с запозданием или вовсе выходили из строя, и в поворотах автобус сильно кренился, особенно при полной загрузке.

Пневматические элементы подвески нуждались в регулярном уходе, но в особенно трудные 90-е их почти не обслуживали. В результате многие автобусы кренились вбок, будто “присев” на одну сторону, и так могли ездить годами. Между тем при должном обслуживании и адекватной скорости ЛиАЗ вёл себя устойчиво.

А характерный металлический звон, за который автобус прозвали “бутылочным”, чаще всего слышался на холостом ходу. Многие считали, что дело в топливе или выхлопе, но причина крылась в карданной передаче. Заводской люфт в местах соединения с коробкой усиливался со временем и создавал резонансный гул.

После замены изношенных деталей шум временно исчезал. Но со временем всё возвращалось, и “бутылки” начинали звенеть снова.

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'