
Один из ведущих порталов местной индустрии шоу-бизнеса подвел итоги музыкальных предпочтений россиян в первом полугодии 2025 г. Новинок – кот наплакал, у людей по-прежнему популярны пока хиты прошлого года, обнаружились также склонность к контенту 18+ и востребованность исполнителей из Средней Азии и Северного Кавказа.
Смена поколений в музыке, похоже, стала очевидным фактом. Никаких былых «поп-королей», «королев», «принцесс», «золотых соловьев» и пр. Все они, если не ушли в прошлое, поскольку остаются все еще действующими (хотя часто – из последних сил) субъектами процесса, то переместились в достаточно расплывчатые категории «вечных ценностей», «ретро», «ностальгии» и прочих утешительных определений.
Сводный чарт, основанный на данных всех сегментов российского Интернета, представленный на днях экспертами индустрии, возглавляет трек «Худи» (Джиган/ Artik & Asti/ Niletto), далее следуют в порядке убывания «Матушка» (Татьяна Куртукова), «Асфальт» (Jakone & Kiliana), единственная новинка из 2025 года «Homay» от башкирской группы Ay Yola, а также «Эгоистка» (Zivert). Замыкает десятку хит «Пожары» от прошлогодней псевдо-рок-н-ролльной сенсации группы Xolidayboy. Вторая из новинок нынешнего года – боевик «Валькирия» от инфернальной в своем сценическом образе исполнительницы Bearwolf – занимает 7-е место.
«Приличия» на этом в целом заканчиваются. Последующие два десятка топовых позиций интернет-чартов в основном заняты хитами с тэгом 18+ в исполнении Big Baby Tape, Icegerget, Kizaru, Obladaet, Madk1d, Jakone, Sqwoz Bab.
Громкий прорыв нынешнего года – песня «Кухни» от группы «Бонд с Кнопкой», о которых также писала «Звуковая Дорожка» «МК». Музыкантам прочат «большое будущее» и называют «свежим глотком российского инди и рока». Группа была создана в Уфе еще в 2017 году, но только сейчас попала в поле восторженного внимания публики и критиков, выпустив трек и клип «Кухни». По итогам полугодия, однако, песня заняла пока только 40-ю позицию. Эксперты объясняют скромный результат тем, что трек был выпущен в конце февраля и еще не успел набрать «стриминговый вес».
Что касается исключительно исполнителей, а не песен, то в российском сегменте музыкального Интернета в первой половине года самыми востребованными персоналиями стали артисты поп-мейнстрима – Anna Asti, Татьяна Куртукова, Zivert и «новичок» Женя Трофимов с группой «Комната Культуры». Отдельную группу топовых исполнителей представляют рэперы, в том числе Macan, Джиган, Friendly Thug 52 Ngg и другие. Особняком стоят «иконы» российского панка – группа «Король и Шут» и адепты этнической музыки, окрашенной поп-виньетками – башкирская группа Ay Yola, созданная в 2024 году.
«Анализ чартов показывает своего рода «двиверсификацию» предпочтений аудитории ведущих стриминговых платформ», – объясняет в разговоре с «МК» Игорь Краев, основатель платформы TopHit. По его словам, аудитория одной музыкальной платформы «больше тяготеет к рэпу, альтернативной и инди-музыке», в то время, как пользователям другой «лучше заходит поп-мейнстрим». В то же время «где-то между ними» находятся предпочтения аудитории третьей платформы «с некоторой тягой к блатному рэпу и шансону». При этом для пользователей российского сегмента YouTube в 2025 году, согласно утверждению г-на Краева, «характерен фокус на исполнителях из Узбекистана и Северного Кавказа». «Все вместе они формируют многослойную музыкальную картину России», – отмечает он.