
Диаспора и умелый скаутинг.
Кто первым приходит в голову в качестве лица турецкого баскетбола? Не сейчас, а вообще в истории? Высока вероятность, что это будет кто-то из НБА. Таких немного – 11 игроков, из которых лишь семеро провели в лиге больше 100 игр. Самый заслуженный – Хидайет Тюркоглу, который позднее был и президентом федерации баскетбола Турции. Тюркоглу – сын боснийцев, которые после переезда в Турцию оставили в прошлом свою фамилию Рамичевич. Вследствие этого Тюркоглу свободно говорит на сербском языке.
Хидо так и не сыграл на Матче звезд НБА, в отличие от Мехмета Окура – у него, как и Тюркоглу, есть боснийские корни (еще один потомок бошняков в Турции – центровой Семих Эрден).

Третий по заслуженности турок по части выступлений в НБА – Эрсан Ильясова. С ним все еще интереснее, потомок крымских татар выступал за Турцию на бесчисленных международных турнирах, но его национальную принадлежность и даже возраст ставили под сомнение. В 2003-м в СМИ появилась информация, будто бы Эрсан Ильясова 1987 года рождения – это на самом деле Арсен Ильясов 1984 года рождения из Бухары (Узбекистан). Якобы парень приехал в Турцию в 18-летнем возрасте, а позднее турецкие документы Ильясова получил как 15-летний.
Может быть, среди «олдов» даже найдутся те, для кого Турцию олицетворяет Мирсад Туркан (или, что ближе к турецкому произношению, Тюркджан), бывший баскетболист ЦСКА и «Динамо» начала 2000-х, чемпион России, MVP Евролиги в 2002 году. Вы поняли намек – Туркан на самом деле при рождении носил фамилию Яхович. Он, как и Тюркоглу, является потомком бошняков и родился в сербском городе Нови-Пазар.
Сборная Турции-2025 сильно опирается на репатриантов
Туркан уже давно завершил карьеру, и сейчас в сборной Турции его дело продолжает «земляк» – Джеди Осман родился в Охриде (Северная Македония), сын боснийки родом из того же Нови-Пазара, что и Мирсад.

Если причастность Ильясовы к Узбекистану не доказали, то Омер Юртсевен вполне открыто начал свою жизнь в Ташкенте. Уже под турецким паспортом он пробовал закрепиться в НБА, выступая за «Майами» и «Юту».

Еще один представитель сборной Турции – центровой «Филадельфии» Адем Бона. Темнокожего баскетболиста из Нигерии перевезли в Турцию с семьей в возрасте 13 лет представители «Каршияки». Адемом этот баскетболист назвался лишь в 2018-м, когда стал гражданином Турции – до этого он носил имя Икечукву Стэнли Окоро. Перевоплотившись в Адема, афротурок тут же оправдал вложенные в него усилия, поскольку помог юношеской сборной Турции взять медали на чемпионатах Европы U16 в 2018-м и U18 в 2019-м.

Но у Адема Боны нет в резюме золота молодежных первенств – зато они есть у Кенана Сипахи. Этот разыгрывающий сборной Турции выиграл Евробаскет U18 в 2013-м, хотя начинал заниматься баскетболом в косовской Приштине. Населяют этот город преимущественно этнические албанцы, как Сипахи, тогда носивший фамилию «Спахиу».

Есть в национальной команде Турции и еще один албанец – Эрджан Османи родился в Албании, в городке Байрам-Цурри, а начинал свою карьеру в системе команд из косовского города Призрен.

Основными поставщиками баскетбольных кадров для Турции остаются страны бывшей Югославии.
Откуда в сборной Турции столько «пришлых»?
Это объясняется несколькими причинами.
Во-первых, ключевую роль играет Османская империя, которая занимала территории в Юго-Восточной Европе, Западной Азии и Северной Африке. До начала XX века это супергосударство включало в себя Албанию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию, Черногорию и еще миллион других – но для рассказа о баскетболе важен именно факт политического верховенства Османской империи на Балканах. Албанцы и боснийцы оказываются культурно ближе к Турции из-за ислама. Так исторически сложилось, что связь с Турцией имеют многие народы, а турецкому спорту остается лишь «пылесосить» в свои ряды всех, кто имеет хотя бы маломальское отношение к стране.
Также надо сказать «спасибо» крупным диаспорам турков в странах Западной Европы благодаря трудовой миграции в 1950-х годах. В первую очередь, речь о Германии, население которой примерно на 2% составляют именно турки (они же представляют более 60% от всех мусульман страны). Примером потомка трудовых мигрантов является экс-центровой «Юты» и ряда других клубов НБА Энес Кантер Фридом, который родился и вырос в Швейцарии, где его отец получил научную степень в университете Цюриха, а потом вернулся преподавать в Турцию. Правда, из-за политической позиции у Кантера не сложились отношения с национальной командой – он сыграл за сборную на Евробаскете-2011 и не попал в состав на чемпионат в 2015-м. Аналогичным дитем трудовых мигрантов был уже упоминавшийся Юртсевен, который родился в Узбекистане в турецкой семье. Странный кейс Ильясовы-Ильясова тоже имеет под собой почву чисто теоретически, поскольку крымские татары, узбеки, казахи тоже часто переезжали в Турцию.

Наконец, турецкое гражданство несложно заполучить, если один из родителей является турком. Турецкий паспорт также можно получить после трех лет брака с гражданином страны или после пяти лет непрерывного проживания в Турции.
Турция исторически имеет связь с многими регионами Европы и использует эту сеть для скаутинга перспективных спортсменов.
Новый паспорт – новое имя
По турецким законам, имя и фамилия новоиспеченного гражданина должны соответствовать нормам турецкого языка и культуры, поэтому натурализованные баскетболисты получают новые инициалы.
Например, вот так в турецких подданных превращают выходцев с Балкан:
-
Петар Наумоски – Намик Полат
-
Дамир Мршич – Демир Каан
-
Эдин Делич – Недим Дал
-
Мирко Миличевич – Мухаммет Онар
-
Асим Пашчанович – Асим Парс
-
Душан Гаврилович – Душан Джантекин
Уроженцы из стран, граничащих с Россией, тоже не исключение. Так, баскетболист из Казахстана Всеволод Фадейкин выступал в Турции как Селим Сейгын, а Руслан Бенгер из Азербайджана фигурировал в статистике как Расим Башак.
Самые чудные метаморфозы происходили с американцами:
-
Эрвин Дадли – Эрсин Даглы
-
Майкл Райт – Али Карадениз
-
Рикки Уинслоу (отец экс-игрока «Майами» Джастиса Уинслоу) – Картал Решат Феринчоглу
-
Дэвид Диксон – Давуд Камер
10 лет назад сборную Турции на Евробаскете-2015 представлял Мухаммад Али, который вообще-то Бобби Диксон. Наконец, совсем уж витиевая история получилась у Эрмала Куко, который получил турецкий паспорт как Эрмаль Куртоглу и выступал за сборную в 2004–2010 годах.

Но потом Эрмал решил перейти в более родную сборную Албании, и ФИБА одобрила этот переход в качестве исключения. На клубном уровне у этого баскетболиста тоже произошло раздвоение личности – в чемпионате Турции он фигурировал как Куртоглу, а в Евролиге значился как Куко. Кстати, Куртоглу-Куко до сих пор на виду – на прошлой неделе занял пост директора по развитию фарм-клуба «Нью-Йорк Никс».
Но на Евробаскете-2025 есть один баскетболист, который играет за Турцию и без смены имени после получения гражданства.
ФИБА разрешает, чтобы за сборную выступал один натурализованный баскетболист. Кто считается натурализованным? Тот, кто получил паспорт страны после 16-летия. Именно поэтому по биографиям турецких баскетболистов заметно, в каком раннем возрасте эта страна «загребала» их к себе, если этого не произошло благодаря родителям.
Сегодня натурализованным игроком в сборной Турции является Шейн Ларкин, который стал гражданином страны в 2020-м. Таким образом, 6 человек в сборной-2025 – ровно половина – родились не в Турции. В команде уроженцы сразу 4 разных частей света!
В случае Ларкина любопытно то, что американец не поменял имя. Ходили забавные слухи, что разыгрывающий получит паспорт как «Дешейн Дэвис Каркын», но сам игрок опроверг их. По европейским меркам Ларкин – суперзвезда, поэтому турецкие баскетбольные чиновники пошли ему навстречу. СМИ писали, что Ларкин просил оставить имя без изменений, поскольку оно уже стало узнаваемым брендом в Евролиге.

Несмотря на мощнейший кадровый скаутинг по Балканам, средней Азии, западной Европе и даже Африке в XXI веке, сборная Турции пока не может похвастаться значительными успехами на международных первенствах – даже серебряные медали Евро-2001 и ЧМ-2010 они завоевали на домашних турнирах, в то время как на выездных мероприятиях редко входят даже в топ-5.
На Евробаскете-2025 турки вошли в четверку и уже гарантировали себе лучший результат за два десятка лет. 85-миллионная страна с многомиллионной диаспорой по всему свету может добиваться успеха на международной арене – в том числе в матчах против стран, которые когда-то были ее частью. Впереди – эмоционально окрашенный полуфинал против еще одной страны, бывшей частью Османской империи – Греции.
Фото: East News/Esra Bilgin / ANADOLU / Anadolu via AFP, AP Photo/Mark J. Terrill; IMAGO/Alexander Trienitz, IMAGO/Ivica Veselinov, Pawel Pietranik/Keystone Press Agency, Chen Fei/Xinhua/Global Look Press