Полупустые трибуны на клубном ЧМ: все так плохо?

Fine-news 4 часов назад 36
Preview
 все так плохо?

Разбор Игоря Сергеева. 

Полупустые трибуны – одна из главных тем клубного чемпионата мира, который презентовался организаторами как «самый масштабный» розыгрыш «самого желанного трофея».

Например, вот плотность на одной из трибун во время матча «Челси» против «Лос-Анджелеса» в Атланте. 

На матче «Боруссии» и «Флуминенсе» в Ист-Рутерфорде также было много пустоты.

А вот антураж битвы корейского «Ульсана» и «Мамелоди Сандаунз» при Орландо.

Промежуточные итоги можно подводить уже сейчас. Что это, провал организаторов или обман зрения? 

Ожидание vs реальность

Босс ФИФА и главный идейный вдохновитель турнира Джанни Инфантино смело прогнозировал, что миллионы болельщиков со всего мира отправятся в США ради исторического соревнования.

«На этот турнир приедут два, три, четыре миллиона болельщиков, – уверял Инфантино. – И те, кто купят билеты, станут частью истории футбола».

Цифры были взяты не с потолка.

В начале года ФИФА совместно со Всемирной торговой организацией оценили

вероятный экономический эффект от проведения клубного чемпионата мира. Прогноз общей посещаемости 63 матчей турнира – 3,7 млн человек, то есть 58,7 тыс зрителей на матч.

Цель достойная. Цель понятная. А вот с реализацией пока проблемы.

*Время местное (согласно соответствующему часовому поясу)

В общей сложности 16 матчей первого тура посетили 556 369 зрителей, в среднем 34 773 человек на одном матче. При этом заявленные на турнир арены в среднем заполняются всего на 56 % от общей вместимости.

На матче «Челси» против «Лос-Анджелеса» продали только треть мест, даже на фактически домашний матч «Сиэтла» – всего 44 % от вместимости стадиона.

«Я думаю, обстановка была немного странной, стадион был скорее пуст, чем полон», – философствовал главный тренер «Челси» Энцо Мареска после матча. 

«Может быть, Лос-Анджелес любит футбол больше, чем Атланта» – иронизировал коуч «Лос-Анджелеса» Стив Черундоло. 

Чтобы улучшить телевизионную картинку, на некоторых матчах продавали билеты только на определенные сектора – для густоты болельщиков. На других – пересаживали зрителей ближе к полю (на места дороже купленных билетов). А билеты накануне продавали сильно ниже первоначальной стоимости – так за пять минут до матча «Ульсана» с «Мамелоди Сандаунз» официально билеты стоили 18 долларов (до этого от 36 долларов), у перекупщиков можно было купить даже за 10. Но не особо помогло.

 Из-за опасений низкой явки цены на билеты снижали даже на первую игру турнира между «Интером Майами» и «Аль-Ахли», несмотря на то, что клуб Лео Месси играл в родном штате. В начале июня самые дешевые места стоили 55 долларов вместо изначальных 349. Кроме этого, ФИФА предложила студентам местного колледжа Miami Dade (в котором зарегистрировано более 100 000 человек) купить билеты по 20 долларов, при этом четыре можно было получить бесплатно. Это означает, что некоторые болельщики смогли посмотреть матч с Месси всего за 4 доллара или даже бесплатно. Тем, кто заранее купил их за три сотни с лишним, должно быть обидно. 

Кроме прочего, в продаже появились пакетные предложения, которые позволяют при покупке билета на клубный чемпионат мира приобрести один билет на ЧМ-2026. 

«Пришло время стать частью этого великого события, и, конечно, я призываю всех покупать билеты, поскольку спрос превысит предложение, – прогнозировал Инфантино полгода назад.

Но что-то явно идет не так. Реальность почти вдвое уступает ожиданиям. 

В чем же проблемы?

Их несколько.

Дорогие билеты

В момент декабрьского запуска продаж цены на билеты стартовали с вполне приемлемых 36 долларов (на плей-офф с 50 долларов), только на некоторые матчи (например, «Интера Майами») уже тогда не было билетов дешевле 349 долларов. Только в феврале цены снизили – видимо, из-за низкого спроса. Планка все равно оставалась высокой: самые дешевые места на финал предлагались по 300 долларов вместо первоначальных 890, на полуфинал – 140 вместо 526. 

Несколько волн по снижению цен – признание просчетов организаторов. При этом значительно исправить положение не вышло, ведь на такие турниры поездки планируются заранее, особенно жителями других континентов.

Но даже сейчас цены не назовешь супердоступными – например, на пятничный матч «Баварии» с «Бокой» можно попасть минимум за 167 долларов.

Неудобное расписание и жара

Например, «Челси» и «Лос-Анджелес» начали в 15:00 понедельника, и это, вероятно, стало одним из основных факторов низкой посещаемости. Большинство местных жителей в это время на учебе или на работе.

«Людей здесь [в Атланте] нет, потому что сегодня понедельник, 3 часа дня», – резюмировал Даг Роберсон из The Atlanta Journal-Constitution – Честно говоря, я удивлен, что их так много».

Матч сопровождали и организационные накладки – при температуре +31°C возникли сложности с обеспечением болельщиков питьевой водой.

Матчи в нефутбольных городах

Восемь из двенадцати стадионов турнира вмещают более 65 000 зрителей, и только 12 из 63 игр проведут на аренах клубов МЛС – в Нэшвилле, Цинциннати, Орландо и Вашингтоне.

По данным The Athletic, сотрудники американского офиса ФИФА рекомендовали, чтобы на клубном турнире задействовали стадионы лиги соккера, а не огромные чаши НФЛ. Так можно было избежать пустых мест. Во-первых, из-за компактных арен, во-вторых, из-за того, что люди из этих городов привыкли к европейскому футболу.

Инфантино отверг  идею, потому что хотел масштаба. Вероятно, босс ФИФА исходил из того, что лучше собрать 40 тысяч на 75-тысячной арене, чем полный 30-тысячник. 

В итоге есть риск собрать даже меньше, чем могли на стадионах МЛС.

Слабое промо

«США любят футбол, и они заполнят стадионы», – был уверен Инфантино несколько месяцев назад.

Как отмечает The Athletic, ФИФА потратила более 50 млн долларов на продвижение турнира. Маркетинговая стратегия в значительной степени фокусировалась на социальных сетях, деньги вкладывались в продвижение постов различными инфлюенсерами (бейсбольными репортерами, научно-популярными и даже кулинарными блогерами). Значительные деньги ушли на рекламные щиты вдоль дорог.

Этого оказалось явно недостаточно – многие болельщики в США так и не узнали о турнире.

«Меня не назвать активным болельщиком, но обычно, если в городе происходят значимые спортивные события (например, по американскому футболу) об этом известно даже тем, кто спортом не особо увлекается, –  идет активная реклама на ТВ и билбордах, – рассказал Спортсу» Павел Решетников, более двадцати лет проживающий в Орландо. – А об этом турнире узнал уже после старта – от вас, мои знакомые ничего о нем не говорят, не обсуждают. В общем, удивился, что у нас в городе проходит такое масштабное спортивное событие»

При этом это единственный город, в котором сразу два стадиона принимают матчи.

За месяц до старта ФИФА увеличила  маркетинговый бюджет на несколько миллионов – когда поняла, что посещаемость проседает.

Негативную роль сыграл и провал переговоров с крупнейшими телевещателями, которые могли дать промо на каждый регион.

Неясный статус турнира

Клубный чемпионат мира задумывался как элитное зрелище. 

«Это будет самый первый раз, когда лучшие клубы мира будут бороться в настоящем турнирном формате, – был уверен Инфантино. – И это не просто борьба за медали, а за самый желанный трофей в клубном футболе».

Сильно. Но это не очень вяжется с десятью голами, которые получил полулюбительский клуб из Новой Зеландии (который даже не самый сильный в своем городе) от «Баварии». При этом на турнире «лучших из лучших» нет последних чемпионов Испании, Италии и Англии.

Так что значимость турнира придется еще доказать не только американскому, но даже европейскому болельщику. 

То есть все плохо?

Ответ зависит от того, с чем сравнивать. ЧМ-2022 в Катаре собирал в среднем 53 191 зрителей, Евро-2024 – 52 574, Лига чемпионов-2024/25 – 44 302, Кубок Конфедераций-2017 – 39 269.

Промежуточные цифры клубного чемпионата мира – 34 773 зрителя в среднем на матче. При этом на топовых матчах заполняемость выше 90 % даже на самых вместительных аренах – на игру «ПСЖ» против «Атлетико» пришли более 80 тысяч зрителей, за битвой «Реала» против «Аль-Хиляля» следили более 60 тысяч человек.

К плей-офф таких матчей будет больше – посещаемость вырастет, и турнир, вероятно, сравняется с Кубком конфедераций, на место которого он и пришел. Но дотянет ли он до Лиги чемпионов – вопрос. Не говоря уже о крупных турнирах сборных. На Кубке конфедераций-2017 в плей-офф аудитория стадионов выросла на 20%,  на Лиге чемпионов – вообще на 30%.

Учтем, что из группового этапа выйдут преимущественно европейские, южноамериканские и североамериканские клубы, а они привлекают значительно больше внимания, чем команды других континентов – например, на азиатские клубы в среднем собиралось примерно 24 тысячи зрителей, на европейские и американские – более 37 тысяч.

Так что можно прогнозировать итоговую посещаемость 43-45 тысяч на матч. 

Наверное, хороший результат для нового турнира, но плохой, если исходить из завышенных амбиций Инфантино.

Телеграм-канал Игоря Сергеева

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'