

Легенда «Динамо».

Антон Шунин провел в «Динамо» не только всю взрослую карьеру, но и детскую. Ровно 30 лет вратарь играл за один клуб.
Шунин – второй в истории по матчам за «Динамо» (366) и второй по играм с капитанской повязкой (180), а в РПЛ – рекордсмен клуба по сухим матчам (125). В «Динамо» он стал трехкратным бронзовым призером и дважды выходил в финал Кубка России.
Шунин ушел из родной команды еще летом 2024-го, но объявил о завершении карьеры только сейчас.
Что он делал целый год? Правда, что звали в Саудовскую Аравию? Как живется без футбола? Было ли важно всю карьеру провести в одном клубе?
Рассказывает сам Антон.
Сложно ли расстаться с футболом?
Я спокойно завершил карьеру. Недавно встречался с друзьями из «Динамо», а они говорят: «Ты чего такой счастливый?» Я отвечаю: «А вы чего такие грустные?»

Профессиональный спорт – это бесконечная дисциплина и концентрация. Я ни на секунду не мог расслабиться. Постоянно думал о предстоящей игре и о том, хорошо ли сегодня потренировался. В отпуске то же самое: все мысли, как подготовиться к сборам и приехать в хорошей форме. Нельзя съесть лишнего, выпить, поздно лечь спать. Ты вечно живешь режимом, мыслями о будущем – и не имеешь права остановиться.
Теперь все иначе. Недавно с семьей полетели отдыхать – с обратными билетами. Поездка подходила к концу, а сестра жены и ее друзья еще оставались. Спрашивают: «Слушайте, а вам обязательно улетать?»
Я всю жизнь не был знаком с ощущением, что можно взять и резко все поменять, нарушить планы. Говорю: «Ну, у меня есть пару дел, надо присутствовать на них. А правда, чего бы мне не слетать туда-обратно, а вам просто остаться?» Так и сделали, на полтора дня слетал в Москву – и вернулся. Почувствовал себя свободным, независимым от графика.

Тем не менее благодаря профессиональному отношению я доиграл почти до 38 лет, а мог и дольше. Ни разу не было, чтобы я тусил до утра, а потом разобранный приезжал на тренировку. Конечно, в молодости мог пойти со всеми в клуб после игры, но никогда не позволял лишнего и всегда на восстановительной был в форме.
Сейчас понимаю, что в некоторых моментах мог чуть проще относиться к себе, но об этом уже нет смысла рассуждать. Точно ни о чем не жалею.
Шунин мог остаться в «Динамо»?
Вернемся на год назад. Весной 2024-го мы играли решающий матч с «Краснодаром». И я все еще не знал, останусь в «Динамо» или нет. Весь сезон ходили разговоры, что надо бы продлить контракт. Была уверенность, что так и будет. Почему бы и нет – я был в обойме и отыграл половину матчей в чемпионате. Но чем ближе финал сезона, тем больше понимал: что-то идет не так.
После «Краснодара» ясности не появилось – не до разговоров о контракте было. Решил, что полечу с семьей в Турцию и пока выдохну, а дальше уже разберемся. В отпуске была большая компания: Саша Овечкин, Александр Легков, волейболисты, хоккеисты, баскетболисты, лыжники. Старался абстрагироваться, но уже настраивался, что новый контракт не подпишу.

Даже больше расскажу: на предыгровой перед «Краснодаром» поймал себя на мысли, что, возможно, это в последний раз. Вдруг меня больше не будет в «Динамо» и в воротах? Задержался после тренировки, ребята побили мне. Поймал последний удар – почувствовал, что в хорошей форме.
Наверное, было ошибкой, что заранее не искал команду. Но когда пообщался с руководством и понял, что контракт не продлим, появилось интересное чувство. Мне не хотелось переходить в другую команду просто ради того, чтобы играть в футбол. Остаться в «Динамо», бороться за чемпионство, бить рекорды, стать первым по матчам в истории клуба – да. Просто футбол ради футбола – нет.
Завершение карьеры в моем случае – не какой-то резкий порыв или щелчок в голове. Это накопительный эффект.
Футбол всю жизнь был для меня всем, но с возрастом начал многое ощущать иначе. Например, я присутствовал на родах второго и третьего ребенка. Вторые не совпадали с днем матча, но если бы так случилось, я бы не задумываясь поехал на игру. А когда приближалось рождение Льва (третий ребенок – Спортс’’), надеялся, что оно не совпадет с матчем: хотел быть рядом с женой. В итоге роды на игру не наложились, но я уже мысленно готовил себя к разговору с клубом.

Рано или поздно наступает момент, когда у профессионального спортсмена постоянно что-то болит. Просыпаешься с привычным чувством дискомфорта. Например, встаешь с кровати и хромаешь – нужно расходиться. С годами это ощущается все острее и острее.
И еще фактор: опытному игроку с возрастом сложнее бороться за место в составе. Есть более молодые конкуренты, на них рассчитывают вдолгую и дают карт-бланш – игровую практику сначала в Кубке, потом в чемпионате. В итоге получаешь меньше времени, особенно если близится окончание контракта.
Все это толкает тебя к решению.
Шунин мог уехать в Саудовскую Аравию?
После «Динамо» поступали предложения из России, но не был готов ради них надеть майку другой команды. Тогда же появились два варианта из Саудовской Аравии.
Один клуб мне нравился, они искали вратаря, но я просто был в списках, без конкретики. Другой – «Аль-Оруба» – только вышел из первой лиги, в команде не было ни одного иностранца. Вскоре я узнал, что они хотят подписать Серхио Рамоса, но в итоге Рамоса не взяли, а дела в высшей лиге идут плохо. Поэтому даже к лучшему, что не сложилось.

Если бы предложение из Саудовской Аравии устроило, принимали бы серьезное решение. У меня большая семья, поехали бы только вместе. Да, Эль-Джауф (локация «Аль-Орубы» – Спортс’’) – необычное место, но активно развивается. По тому, что мне показывали, по тому, что я гуглил и изучал, какое-то время там точно можно пожить.
Еще этой зимой было предложение с Кипра. Мы с женой думали попробовать как опыт – поиграть за границей, выучить язык. Климат хороший, тепло. Были и сомнения – большая семья, непростая логистика, дома много обязательств и дел. Договорились с клубом об условиях, но в процессе переговоров они изменились.
В итоге предложение оказалось не настолько привлекательным, чтобы что-то менять в жизни.
Какие отношения у Шунина и Лещука?
Во второй части прошлого чемпионата был момент, когда у «Динамо» не получалось. Проиграли подряд «Спартаку» (1:2) и «Уралу» (1:2), за несколько туров до конца серьезно отставали от первого места. Но соперники тоже теряли очки, а мы дальше одержали несколько сложных побед на выезде и обыграли «Зенит» (1:0).

Перед решающим матчем с «Краснодаром» не было ощущения, что сейчас легко станем чемпионами. Помню, приехали на стадион, я подошел к Матвею Сафонову и в разговоре с ним почувствовал, что «Краснодар» очень заряжен.
Конечно, я хотел сыграть в том матче, но выбирает тренер. Контролировал себя и не мог допустить, чтобы атмосфера хоть как-то испортилась. Я столько лет был капитаном и всегда оставался честным и справедливым по отношению к партнерам. Сделал все, чтобы помочь Игорю [Лещуку] хорошо подготовиться к игре.
Это вообще философская тема. Каждый футболист зачастую может играть только за счет несчастья другого. Странная вещь: ты переживаешь за команду и вместе с тем понимаешь, что кто-то в ней в этот момент несчастлив. Как только конкурент ошибется, у тебя появится шанс. Если же конкурент будет хорош, шансов не будет.
Тогда у нас с Игорем выстроились действительно хорошие отношения, хотя раньше бывало по-разному. Но в том сезоне мы как никогда жили одной идеей – выиграть чемпионат и принести пользу.

Вы точно помните ошибки Игоря со «Спартаком». Я прекрасно знал, что он испытывает, поэтому отправил приободряющее сообщение. Как потом узнал, он не ожидал, что я напишу.
Ему было важно получить слова поддержки, а мне – поддержать его в трудный момент.
Шунин занимается спортом шесть раз в неделю. В ворота больше не встает – бегает в атаке
В моей жизни спорта точно не стало меньше. Еще в том отпуске в Турции тренировался, готовился к сборам в «Динамо». После него тоже поддерживал форму на случай, если еще поиграю.
Сейчас три раза в неделю хожу в зал. Раньше сам занимался по программе из клуба, но ближе к завершению карьеры понял, что с тренером намного эффективнее. Меньше тратишь времени, но лучше тренируешься.

Еще два раза в неделю теннис – по два часа. И футбол по воскресеньям – 7х7 или 8х8. В ворота больше не встаю, вообще никакого желания. Вратарская участь тяжелая, наелся максимально.
Чаще играю в атаке – на позиции свободного художника. С нами бегает Дмитрий Маликов, иногда Гиа Григалава, еще друзья и знакомые. Недавно принял сложный мяч, обыграл и отдал голевой пас. Ребята говорят: «Да тебе сразу надо было в нападение идти». Я, конечно, осознаю, что это шутки и просто уровень сопротивления позволяет.
Игра в атаке отчасти перекликается с тем, что начал новую жизнь. Хочется попробовать больше необычного, разнообразного. Например, забивать голы.
Важно сохранить много движения в жизни. Во-первых, у спортсменов сердце больше, чем у обычных людей, резко обрубать нагрузку нельзя. Во-вторых, после окончания карьеры хочется выглядеть не хуже, чем раньше. Не допускать лишний вес. В-третьих, спорт приносит эмоции, которые хочется получать и сейчас. Прогрессировать и побеждать – приятно. Например, в том же теннисе.
Наконец-то появилась возможность много времени проводить с семьей и путешествовать. Я ведь много где был, но дальше стадиона и номера в отеле ничего не видел. Теперь все изменилось – есть и время, и возможность.
Что особенно впечатлило из последних поездок?
1. Куршевель – уже бывал там, но футбольный контракт не позволял кататься на лыжах и сноуборде. Да, бывало, катался на свой страх и риск, но в какой-то момент перестал. Понял, что сломаться очень легко, потом будут проблемы.

Недавно проезжал место, где Шумахер получил травму. Абсолютно ровный участок, ничего опасного, пологая гора. Просто была плохая видимость, он споткнулся и ударился о камень. Самое удивительное, инструктор мне рассказал, что у Шумахера была неверно вкручена в шлем камера гоу про. Из-за этого удар получился чувствительнее, и все закончилось трагедией.
2. Мальдивы – мы с семьей обожаем это место, хотя долго туда не ездили. Нам говорили, что на Мальдивы надо лететь без детей, только вдвоем с любимым человеком.
3. Комодо – все любят Бали, а мне еще очень понравился соседний остров. Слетали на три дня и увидели варанов размером три метра. Дикая природа, почти нетронутая человеком. Очень классно и интересно.
Что дальше? Шунин учится на спортивного менеджера
Чтобы не терять время, сразу пошел в академию РФС – учиться спортивному менеджменту. Тренировать точно не хочу, а работать в футбольном клубе или организации мне интересно.
Есть еще семейный бизнес – производство газированных и негазированных напитков. Идет неплохо. Папа – бизнесмен, с самого детства учил правильно распоряжаться финансами. Всегда говорил, что после футбола начнется новая жизнь, поэтому надо бережно относиться к тому, что заработал.

Не буду тренировать именно потому, что хочется прожить другую жизнь. Вся моя футбольная карьера шла по графику – с самого детства. Школа, иду домой, бросаю вещи, беру другие, еду на тренировку. Вырос – ничего не изменилось. Сейчас новый этап, когда графика нет и можно найти новые дела.
В жизни ведь столько всего классного. Можно покататься на сноуборде и лыжах, можно поехать за город и погонять на квадроцикле, можно попробовать мотоцикл. Я ничего из этого раньше не мог – просто запрещалось. В тот же теннис появилась возможность играть два раза в неделю.
В академии с нами делятся опытом спикеры из мира футбола – например, в один день были Алексей Смертин и Артем Ребров. Суть обучения в том, что каждый приносит спортивный проект, который в будущем можно реализовать. Нас делят на группы – команда выбирает один проект, которым будем заниматься на протяжении года.
Я приходил с проектом инфраструктуры: на площадках около школ сделать как можно больше полей с хорошим покрытием. Потому что в моем детстве с этим были проблемы. На «Динамо» – рынок, а в Петровском парке мы тренировались на обычной хоккейной коробке.

В манеж иногда ездили на Кантемировскую. Но это даже сложно манежем было назвать – ангар, где постелили газон. Поле делили на несколько частей, каждому возрасту доставался маленький кусочек. Понятно, времена сейчас другие, многое изменилось к лучшему, но точно есть куда расти.
Шунин вспоминает лучшие моменты в «Динамо»
Самое трогательное – когда получил травму в игре с «Зенитом», а болельщики сделали баннер: «Шунин Антоха – целая эпоха». Непередаваемые ощущения. Пришел на трибуну, болел за нашу команду, было просто невероятно.
Другой важный момент – когда стал капитаном. Точнее, капитаном был несколько раз, но после вылета в Первую лигу назначили уже обстоятельно. Я понял, что тренер рассчитывает на меня не только как на вратаря, а еще как на человека, который поможет сплотить команду и настроить на возвращение. Кажется, тогда с этой лидерской задачей справился.

Приятно вспомнить один из сэйвов. Как-то играли с «Ахматом», мы были вдесятером, в конце матча на меня вышли два нападающих. Защитников нет, выход два в ноль. Один пасует другому, тот бьет, я прыгаю – мяч попадает в ногу и улетает через перекладину.
После этого мы дошли до ворот «Ахмата». Угловой, я подключаюсь, мы с Ваней Ордецом летим в одну точку. Ваня все же оказывается впереди меня – и забивает. Могли проиграть 0:2, а в итоге 1:1 – можно сказать, удалось спасти тот матч.
Шунин на церемонии вручения «Золотого мяча»: переживал, что не претендует на награду и его нет на сцене
Я – максималист. Кажется, выжал из себя все, что мог. Представим, тренер говорит сделать что-то десять раз. Кто-то делает девять, а кто-то – одиннадцать. Я всегда был тем человеком, кто максимально качественно делал одиннадцать. Понимал, что вкладываю в себя ради достижения результата. Приходил раньше всех, уходил позже всех, всегда делал что-то дополнительно.
Наверное, моими успехами можно гордиться, но мне всегда хотелось большего. Помню, как приехал в Париж на вручение «Золотого мяча». Тогда впервые награждали премией Льва Яшина, меня пригласили как вратаря «Динамо» и сборной России.

Смотрю на сцену, вижу лучших футболистов мира и задаю себе вопрос: «А почему я не среди них?»
Наверное, много времени потерял в детстве, когда тренировался на плохих полях. Когда у меня не было тренера вратарей, и родители искали его в других командах, чтобы я научился правильно ловить мяч. Так было, пока не оказался в дубле.
Ситуация в Париже как раз иллюстрирует, что мне вечно мало и хочется больше. Наверное, надо радоваться успехам, но у меня не всегда получается.
Главное разочарование – что так и не стал чемпионом со своим клубом. Я ведь буду когда-то стареньким. И что, хвастаться количеством матчей? Хотелось бы все же хвастаться титулами.
Но больше всего обидно за болельщиков. Футболисты меняются, а у них один клуб на всю жизнь. Наши болельщики – невероятные. Несмотря на все трудности, они каждый год верят в лучшее и ходят на стадион.
Для меня «Динамо» – дом. В детстве, когда я там тренировался в манеже на ковре, у меня и мыслей не было, что где-то может быть лучше. В «Динамо» для меня начался футбол, который в дальнейшем принес много удовольствия.

В карьере мне не стыдно вообще ни за что. Не помню случаев, когда мог себе сказать, что сделал что-то неправильно. Честно тренировался и играл, всегда бился до конца. И рад, что тридцать лет был вратарем великого клуба, за который играл Лев Иванович Яшин.
Мне было приятно попасть в клуб Яшина. В какой-то момент обойти его по количеству матчей за «Динамо», сыграть 180 с капитанской повязкой – недавно узнал, что это тоже второй результат в истории клуба. Но это никогда не было главным. Каждый футболист хочет выиграть трофей, а личные достижения – приятный бонус.
У меня были предложения от «Локомотива», киевского «Динамо», когда его тренировал Семин, от «Зенита» несколько раз. Мне говорили: «Скажи да, и мы тебя купим». От ЦСКА, когда все думали, что Акинфеев вот-вот уедет за границу. МЛС, Турция… Наверное, в других клубах я мог стать чемпионом, но даже не рассматривал их серьезно.
Когда заканчивался очередной контракт, агент говорил: «Антон, не переживай. У нас есть вот такие предложения, ждем оффера от «Динамо». И я всегда подписывал новый контракт с «Динамо».
Я прошел с клубом многое и был преданным человеком. Мне не стыдно смотреть болельщикам в глаза, потому что оставил все силы. И критику, и поддержку всегда воспринимал ровно. Старался прислушиваться, общался с болельщиками, как капитан помогал новичкам и иностранцам.

Было классное время, но пора двигаться дальше. Не исключаю, что когда-то снова могу оказаться полезен «Динамо».
Буду только рад.
Экскурсия по Москве Льва Яшина: места, где он творил, жил и отдыхал

Фото: fcdynamo.ru; из личного архива Антона Шунина