
Рассказывает Азатхан Чекабаев.
«Кайрат» привез в Алматы «Реал», а сам поедет на «Джузеппе Меацца» и «Эмирейтс». Сказка, о которой 15 лет назад никто не мог даже мечтать. Тогда клуб только выбрался из второго дивизиона и боролся за выживание, а игроки месяцами сидели без зарплаты и писали письма президенту.

В 2009-м «Кайрат» играл во 2-м дивизионе, в 2011-м – снова вылет. А в 1990-х клуб вообще раскололся надвое
Дастан Сатпаев – воспитанник «Кайрата» и будущий игрок «Челси» – родился летом 2008-го. Именно тогда алматинский клуб посреди сезона оказался без спонсора, так как компания Dostyk Invest Service самоустранилась, сославшись на экономический кризис. Сезон команда доиграла, но накопила долги перед игроками и тренерами на 230 миллионов тенге (на тот момент около 2 млн долларов).
Городские власти их погашать тоже отказались.
«АО «Кайрат» будет подвержено процедуре банкротства, – заявил в январе 2009 года начальник управления спорта Алматы Хаирбулат Хайдаров. – Образуется новая команда с этим же названием, но уже в виде государственного казенного предприятия».
Такой проблемный «Кайрат» в Премьер-лигу не пустили – только во второй дивизион. Тогда же объединились частные алматинские клубы «Мегаспорт» и «Алма-Ата» (решение тоже объяснили кризисом), переманили тренера «Кайрата» Вахида Масудова, получили финансирование от бывшего спонсора «Кайрата» КТЖ (Казахстанские железные дороги) и переехали в столицу. Так появился в будущем самый титулованный клуб страны – «Астана».
А Алматы за одно межсезонье потерял все три команды Премьер-лиги.
Болельщики «Кайрата» на тот момент уже привыкли к потрясениям. Главная команда советского Казахстана (24 сезона в высшей лиге СССР) не доминировала даже в 1990-х. Выиграла по инерции первый чемпионат, а вот дальше начались проблемы.
В 1998-м клуб вообще раскололся надвое. Переход под крыло Министерства обороны понравился не всем, так что на пару сезонов в стране появилось дерби между армейским и гражданским «Кайратом», которое завершилось воссоединением в 2001-м.
Впрочем, было и кое-что яркое, когда с 2003-го по 2006-й клуб спонсировал тот самый КТЖ: с железнодорожными деньгами «Кайрат» выиграл пятый Кубок и второе чемпионство.

«Кайрат» отказался выходить на второй тайм из-за судейства, а потом гендиректору разбили стекла в машине
Завершился период скандалом: во время дерби против «Алма-Аты» кайратовцы оказались недовольны судейством и не вышли на второй тайм.
«Я понял, что это чей-то заказ, меня захлестнули эмоции, – рассказывал позднее гендиректор того «Кайрата» Ермек Сырлыбаев. – В раздевалке не мог себя сдержать: «Зачем нам такой футбол нужен?». Меня пытались убедить, что надо выходить на второй тайм, но я никого не хотел слушать.
Потом, когда успокоился, сказал, что пусть это будет первым шагом к борьбе с коррупцией в нашем футболе. И только со временем осознал, против кого пошел. Через два дня после матча на моей машине побили все стекла, я видел, что за мной следили. Стало страшно не столько за себя, сколько за семью, детей. Пришел к президенту КТЖ и попросил освободить меня из «Кайрата».
Повезло, что алматинцев уже тогда не исключили из высшей лиги – двумя годами ранее именно так наказали кызылординский «Кайсар» за то, что команда ушла с поля.
После ухода спонсора «Кайрат» вновь скатился: в 2007-м – 13-е место (одно очко от вылета), в 2008-м – 10-е, в 2009-м – тот самый сезон во втором дивизионе из-за долгов. В Премьер-лигу клуб быстро вернулся, но с госфинансированием продолжил бороться за выживание: в 2010-м – три очка от вылета, в 2011-м – предпоследнее место и вылет.
Правда, параллельно у «Кайрата» появился спонсор, который вскоре все изменил. В 2010-м пришли первые транши от «КазРосГаза» – совместного предприятия «Газпрома» и «КазМунайГаза». Компания планировала выкупить клуб и серьезно вложиться в инфраструктуру, поэтому футбольные власти страны не дали вылететь «Кайрату», расширив чемпионат до 14 участников. И открыто это признавали.
«В основе решения – беспрецедентный факт значительного вложения средств в клуб со стороны бизнес-структуры и соответствующая разгрузка госбюджета, – говорил вице-президент федерации Каныш Аубакиров. – Чемпионат усилится сильным клубом с большими футбольными традициями и гарантированным финансированием всех команд клубной системы, а также значительными вложениями в инфраструктуру. Мы должны позволить новым владельцам «Кайрата» вложиться в казахстанский футбол сегодня, чтобы в ближайшем будущем получить серьезный клуб для выступлений в еврокубках».
Время показало, что газовые деньги ожидания болельщиков оправдали.
«Кайрат» при новом владельце шел к титулу 8 лет. За 3 года построил базу, детскую и юношескую академии

В первую очередь новый спонсор обновил «Кайрату» автобус, а на погашение многомиллионного долга понадобилось время.
«Клуб влачит жалкое существование, база в аварийном состоянии, поле с каждым днем все хуже и хуже, – писали игроки президенту страны Нурсултану Назарбаеву в 2010-м. – За весь сезон нам выдали один комплект тренировочной экипировки и по паре кроссовок. Из-за отсутствия сменной экипировки мы вынуждены тренироваться в одежде, оставшейся нам после работы в других клубах. С игровой обувью тоже проблемы – некоторым игрокам ее не выдали, сославшись на то, что не нашли необходимых размеров. Просим разобраться с руководством клуба, которое месяцами не выплачивает заработную плату игрокам».
Руководство «Кайрата», еще не связанное с новым спонсором, отреагировало своеобразно – всю команду оштрафовали на… половину месячной зарплаты. А особо отличившихся лишили и 50% премиальных.
«База в аварийном состоянии, но игроки там не живут, а только тренируются, – отвечал директор клуба Александр Малышев. – Честно говоря, мне стыдно перед ветеранами «Кайрата» за поведение нынешних игроков. У них только деньги на уме, а вот футбол на втором плане. В последнем матче с «Таразом» игроки откровенно отбывали номер и безвольно проиграли 0:3. Тем самым они продемонстрировали неуважительное отношение к болельщикам. Вообще, футболисты приходят и уходят, а «Кайрат» остается».
Новая эпоха началась в 2012-м, когда «КазРосГаз» из спонсора без права принятия решений превратился в основного собственника клуба с 70-процентной долей участия (оставшиеся 30% остались за городом). Так в клубе появился Кайрат Боранбаев – нынешний владелец «Кайрата», а тогда гендиректор «КазРосГаза».
«Мы имеем готовые проекты двух баз, – сказал Боранбаев сразу же после прихода в клуб. – Работы на первой обойдутся в 1,8 млн долларов, на второй – от 3 миллионов. Мы выстраиваем работу не на год, а на десять лет. Но я замечаю одну проблему. Никого не интересует, что у тебя занимаются в клубе 430 детей, что мы строим базы. Людям это не интересно. Все спрашивают: когда мы что-то выиграем? Но как что-то требовать с футболиста, когда ты не можешь ему создать условия и он не знает, где будет спать, что будет есть и где будет тренироваться? Сначала нужно подумать об игроках. А уже потом о результате».

При Боранбаеве «Кайрат» первым из казахстанских клубов всерьез взялся за маркетинг: шоу перед матчами, открытие фан-шопа, профессиональное ведение соцсетей, создание клубного ТВ, мероприятия с футбольными ветеранами. «Кайрат» перестал экспериментировать с домашними цветами – теперь играли только в желто-черном.
Про укрепление тоже не забыли: главным тренером позвали Владимира Вайсса, который до этого выводил Словакию в плей-офф чемпионата мира. Алматинским болельщикам Вайсс хорошо известен еще с 2005 года, когда выбил «Кайрат» в квалификации Лиги чемпионов, возглавляя словацкую «Артмедиа». С Вайссом «Кайрат» дважды выиграл Кубок и трижды попадал в призы чемпионата, но до титула так и не добрался. В те годы доминировала «Астана», которая даже доехала до группы Лиги чемпионов. Ее подход был иным: тратилась на первую команду, тогда как алматинцы больше вкладывались в инфраструктуру.
Путь обновленного «Кайрата» до первого титула растянулся на восемь лет.

Важная веха – 2015 год, когда «КазРосГаз» решил избавиться от непрофильных активов, включая 70-процентную долю в «Кайрате». Вновь заговорили о банкротстве, хотя на поле было веселее. Команда вместе со звездным новичком Анатолием Тимощуком прошла в квалификации Лиги Европы «Црвену Звезду», «Абердин» и не залетела в группу только из-за гостевого гола «Бордо» (2:1, 0:1).
По завершении сезона Вайсс ушел из «Кайрата», а долю «КазРосГаза» выкупил Боранбаев, который к тому моменту уже не работал в компании. Оставшиеся 30% город позднее тоже продал, но не структурам основного владельца.
«Когда мы пришли в «Кайрат», кроме эмблемы и сгоревшей базы, к тому же еще и заложенной в банке, у него не было ничего, – рассказывал Боранбаев в интервью «Спорт-Экспрессу» в 2016-м. – Нам пришлось выкупить у банка базу, мы ее полностью перестроили и отдали для наших детей от 7 до 13 лет. Раньше там было одно поле, теперь – четыре. И базы для детей у нас сейчас четыре. Построили школу-интернат для ребят от 14 до 19 лет и основную базу для первой и второй команд. За три года мы построили 17 полей, включая два полноценных крытых манежа и три натуральных поля с подогревом. Это было главной частью стратегии развития «Кайрата» на первые три года после нашего прихода».
Андрей Аршавин, который в том же году переехал в Алматы, оценил условия: «Футбольная инфраструктура в Казахстане сильно хромает. Но база «Кайрата», конечно, соответствует высочайшему уровню».

К долгожданному чемпионству алматинцев в ковидном сезоне привел Алексей Шпилевский – молодой тренер из системы «РБ Лейпциг», сейчас работающий в РПЛ. Методика немецкого клуба взята за основу обучения и в академии «Кайрата». Поэтому приглашение Шпилевского выглядело объяснимым.
Кубок алматинцы выигрывали гораздо чаще чемпионата, поэтому в 2018-м поставили себе задачу со звездочкой: пройти весь путь полностью казахстанским составом. В финале «Кайрат» обыграл «Атырау» (1:0), в старте которого вышло 6 легионеров.
Среди воспитанников, которые помогли выиграть оба трофея, нынешний защитник «Зенита» Нуралы Алип.

Новый кризис – арест Боранбаева. «Кайрат» снова чуть не отдали государству
Боранбаев начинал тренером-преподавателем в спортшколе, но в 1990-х ушел в бизнес, а с начала 2000-х больше 10 лет занимал руководящие должности в газовых компаниях. В 2013-м Боранбаев породнился с семьей президента: его дочь вышла замуж за внука Назарбаева, который умер в 2020-м в возрасте 29 лет.
В 2021-м Forbes поставил бизнесмена на 14-е место в списке богатейших предпринимателей страны (590 млн долларов) и на пятое в рейтинге самых влиятельных. Издание называло бизнес Боранбаева диверсифицированным: тут и доли в алматинских ТРЦ, сеть фитнес-клубов, платные парковки, а также рестораны McDonald’s в Казахстане, России и Беларуси.

Проблемы начались в 2022-м, когда в стране произошел передел власти, а Назарбаев лишился прежнего влияния. В марте Боранбаева арестовали по подозрению в хищении средств в особо крупном размере в квазигоссекторе. В суд даже приезжал Аршавин, чтобы дать бывшему работодателю положительную характеристику. Не помогло – через год Боранбаева приговорили к восьми годам лишения свободы.
Единственные два сезона современного «Кайрата» без медалей и трофеев пришлись как раз на 2022 и 2023 годы, когда владельцу было явно не до футбола. Уже через два месяца после ареста команда, которую тогда тренировал Курбан Бердыев, влетела «Астане» 0:6 – крупнейшее поражение в истории «Кайрата». Вскоре Бердыев и многие легионеры ушли, персонал сокращали. Следствие проблем – закрытие подмосковного «Кайрата», который выступал в третьем российском дивизионе, чтобы давать практику воспитанникам.
К концу первого кризисного сезона появились слухи о продаже клуба или возвращении его на баланс города, что явно не радовало болельщиков.
«Кайрат» находится в частной собственности, – говорил глава Алматы Ерболат Досаев. – Мы ждем решения суда. Когда перейдет в собственность города, тогда и рассмотрим вопрос оказания помощи».
Ситуация разрешилась осенью 2023-го, когда Боранбаеву сначала сократили срок до шести лет, а затем заменили на условный. Он добровольно-принудительно передал государству активы на 135 млрд тенге (250 млн долларов). В феврале 2025-го сообщили, что все уголовные дела против Боранбаева закрыты «в связи с полным возмещением ущерба».
Владелец «Кайрата» вернулся в казахстанский футбол.
Как Кержаков помог собрать чемпионский состав, а тренер-воспитанник Уразбахтин привел к титулу и ЛЧ
В прошлом году «Кайрат» отмечал 70-летие и настраивался на чемпионство. За сезон клуб сменил трех тренеров и в итоге достиг цели. В мае (играют по системе весна-осень) команду подхватил Александр Кержаков и привел в нее основную пару защитников, которая теперь помогла «Кайрату» пробится в основной этап ЛЧ.
«Летом у руководства были другие приоритетные цели по позициям, но я постарался аргументировать, что вектор надо чуть сменить, – рассказывал Кержаков в интервью Спортсу”. – Мы взяли двух центральных защитников – Александра Мартыновича и Егора Сорокина. Подписали Юга Станоева, с которым я работал в Суботице. Плюс Валерия Громыко, который в России известен по игре за Тулу и «Торпедо».
В начале сентября Кержаков внезапно ушел из «Кайрата», оставив команду на первом месте (правда, по потерянным очкам впереди шли «Ордабасы» и «Астана»). Уход сопровождался инсайдами российских медиа, что Боранбаев после поражения от «Астаны» ворвался в раздевалку, оскорбил Кержакова и его помощников. Владелец эту информацию опровергал, а тренер косвенно подтверждал.

После Кержакова команду возглавил Рафаэль Уразбахтин – экс-игрок «Кайрата» и тренер, который дорос до главного из академии клуба. Он довел команду до чемпионства, на одно очко опередив «Астану». И позднее признавался, что после завоевания титула связался с Кержаковым и поблагодарил за вклад.
В январе 2025-го громыхнула трансферная бомба: инсайдер Фабрицио Романо сообщил, что «Челси» купил 16-летнего нападающего Дастана Сатпаева за 4 млн евро с учетом бонусов. Рекордный переход для казахстанской лиги. Ранее Алип уезжал в «Зенит» за 2 млн (а Патрик Твумаси из «Астаны» в «Алавес» за 3 млн). Вложения в академию, которые начались больше 10 лет назад, принесли первые серьезные результаты.
В недавнем матче сборной Казахстана с Уэльсом в старте вышло сразу 7 воспитанников «Кайрата», играющих в разных клубах страны. А в матчах против «Селтика» сыграли шесть воспитанников: лучший бомбардир команды в этом сезоне Сатпаев, герой серии пенальти Темирлан Анарбеков (его инстаграм за несколько дней взлетел в более чем 100 раз – с 1800 подписчиков до 190 тысяч), 18-летний форвард Рамазан Багдат, 20-летний полузащитник Олжас Байбек, 21-летний Александр Мрынский и 22-летний Дамир Касабулат (оба – защитники).
Эти парни помогли заработать клубу 20+ миллионов евро за попадание в ЛЧ. В два раза больше, чем годовой бюджет «Кайрата», который включает и три миллиона на содержание той самой академии.
8 главных моментов казахстанского футбола до «Кайрата» в ЛЧ
Создавайте свою команду в Фэнтези Лиги чемпионов. Следить за новым сезоном будет еще интереснее!

Фото: ФК «Кайрат»