
Этот японский ронин XVIII века прожил удивительную жизнь. Он изучал травничество, горное дело, работал со статическим электричеством и писал юмористические рассказы. Например, про крестьянина, пускавшего ветры. Или царя демонов, влюбившегося в актера театра кабуки.
И умер он как настоящий ронин — в тюрьме, за убийство по пьяни двоих рабочих. Рассказываем об одном из самых взбалмошных писателей периода Эдо — Хираге Гэннае.

Родился Гэннай в 1729 году в деревне Шидоура (провинции Сануки) и изначально звался Хирага Кунитомо. Он был третьим сыном бедного самурая, так что особых перспектив на военном поприще у него не было. Из-за этого довольно быстро мальчик увлекся наукой, и увлекся отчаянно. Он изучал травничество и научился выращивать женьшень — это было очень выгодно, так как до этого японцы были вынуждены импортировать важное для них растение из Китая.
Изучал он и горное дело, и производство керамики. Он даже усовершенствовал выпуск керамических изделий, эту технику в дальнейшем назвали в его честь. Работал он и с высокими технологиями — в 1776 году Гэннай отремонтировав генератор статического электричества, купленный им в Нагасаки.
Но в основном Гэннай запомнился потомкам своими сатирическими литературными произведениями. Мало того, что он написал два путеводителя по всем мужчинам-проститутам Японии, так еще и сочинил про них сказку. Точнее, про князя преисподней Энма, влюбившегося в оннагату, то есть актера театра кабуки, игравшего женские роли. Он отправляет каппу (демона-жабу) чтобы похитить возлюбленного, но демон тоже влюбляется и отправляет к князю другого, менее красивого актера. Вся эта свистопляска заканчивается тем, что Энма сам отправляется наверх, но гибнет в схватке с великим актером-героем Итикава Райзо. В конце сказки выясняется, что весь этот адский бред приснился самому Райзо и предвещал его скорую смерть. Вот такой незатейливый японский юмор XVIII века.

Не менее яркой и абсурдной сатирической историей стала байка Хираги про крестьянина-пердуна. Произведение построено по принципу диалога самого Гэнная с самураем-конфуцианцем Исибэ Кинкитиро. Тема обсуждения — некий крестьянин, развлекающий толпу в злачном районе Эдо представлением со звуками пуков. При этом Хирага предполагает, что для подобного нужны особые наркотические вещества, а самурай сетует на падение нравов в Японии.
Сходятся спорщики на том, что подобное действие отнюдь не равно интеллектуальной работе, а расходятся в самом взгляде на процесс. Самурай считает его мерзким, а Хирага — креативным проявлением таланта, превратившего пердеж в музыку.
Как видно из произведений Гэнная, он просто не мог окончить жизнь, умерев в постели. В 1779 году Хирага занимался восстановлением дворца даймё, и в пьяном угаре вспомнил, что он таки ронин (самурай без господина). Когда два плотника обвинили его в краже чертежей, он зарубил их мечом. После чего его отволокли в тюрьму, где Гэннай и умер 28 января 1780 года от столбняка. Так и закончилась жизнь Хираги Гэнная, любителя оннагату и историй про пердеж.