
А где CS 2?
За 25 лет мы увидели 5 разных версий CS. Каждая из них обязательно привнесла что-то новое и собрала собственную фан-базу игроков. Но какая из них – лучшая? Мы составили рейтинг, в который включили все 5 частей CS.

5. Counter-Strike: Condition Zero – эксперимент и худшая игра серии
Condition Zero вышла в 2004 году, пройдя через производственный ад: над ней поочередно работало сразу несколько студий, а в итоге вмешалась сама Valve.
Основной упор неожиданно сделали на однопользовательский режим: игроку предлагался список миссий, причем довольно примитивных: «сделай столько-то фрагов» или «выиграй раунд». Такие миссии, разумеется, не могли соревноваться с популярными одиночными шутерами что 20 лет назад, что сейчас. Но за попытку попробовать новый жанр и «удаленные сцены» (заброшенную версию игры с полноценной сюжетной кампанией) уже стоит респектнуть разработчикам.

При этом в CS CZ появилось несколько важных нововведений, дошедших и до CS 2: пушки Galil и Famas как бюджетные аналоги AK-47 и M4A4, тактический щит, бесивший всех в CS 1.6 и, самое важное, полноценные боты с проработанным интеллектом.
За время активной поддержки проекта Valve выпустила 20 обновлений, среди которых были и новые миссии. С 2008 года выпустили еще 24 патча, большая часть которых была направлена на интеграцию со Steam, выпуском игры на Linux и адаптацией к новым версиям Windows. Последнее обновление вышло относительно недавно, в декабре 2023 года разработчики исправили несколько незначительных багов.
4. Counter-Strike Source – революция в графике, но ужасный геймплей
Counter-Strike Source – самая спорная игра серии. С одной стороны, в 2004 году она выглядела очень красиво – помог переход на новый движок Source. С другой, с самого релиза она была проблемной: кривые хитбоксы и порой странная физика.
Фанаты CS 1.6 не смогли принять Source. Игра была намного казуальнее, спрей-паттерны – более простыми. Сыграл и фактор железа: далеко не любой компьютер 2004 года тянул новую версию.

CS:Source – провальный шутер. Его погубили системные требования и любовь геймеров к 1.6
Поэтому в популярности Source сильно проигрывала оригиналу как у киберспортсменов, не считавших ее серьезным проектом, так и у казуалов, многие из которых банально не могли запустить новую игру.
Самое важное нововведение Source – переход на одноименный движок, который позже перекочевал и в CS:GO и дожил вплоть до 2023 года. Кроме того, именно в CS:S Valve отказались от идеи продажи патронов, теперь они автоматически выдавались при покупке пушки.
3. Counter-Strike 2 – ремейк с большим потенциалом, но отвратительным стартом
CS 2 – перевод CS:GO на Source 2. Но главная мечта любого каэсера превратилась в кошмар: ужасный мувмент, падение популярности AWP, многолетние проблемы с античитом в официальных режимах. Плюс вместе с релизом пропала гора старого контента: от ретейка до баттл-рояля, от патруля до работающих жалоб на читеров.
Новый контент хоть и медленно, все же появляется: «Арсенальный пропуск», улучшенный режим Premier и кастомизация оружия. Ну и, конечно, шикарные смоки, после которых дым из CS:GO выглядит вырвиглазно.

С момента релиза онлайн вырос почти на 30%: с 792 тысяч до миллиона игроков ежемесячно.
2. Counter-Strike
В оригинальном CS были спрей-паттерны и ощущение стрельбы, которое многие вспоминают до сих пор – кто-то рад такому хардкору, а кто-то наоборот ненавидит их из-за сложности с прицеливанием. Из-за плохой физики гранат важность аима лишь увеличивалась.
Это была игра с картонными стенами и несколькими режимами, но зато с огромным комьюнити, готовым до посинения играть паблики на Dust2 или Mansion.

На обложке CS 1.6 нарисованы не случайные люди. 20 лет никто не знал, кто это
CS родилась из мода, поэтому излишние придирки к ней бессмысленны. Эта игра проложила путь ко всем следующим: и к CS:GO, и к Source, и к CS 2.
За все время игра получила больше 110 апдейтов – скромное количество, CS 2 догнала его буквально за 1,5 года. Но при этом разработчики добавили в игру 25 разных карт, многие из которых в итоге стали культовыми и дожили до наших дней. Насколько гениальными были контент-креаторы тех лет, что их работы актуальны даже спустя 20 с лишним лет.
1. CS:GO – лучшая во всем
Ни в одной игре серии не было столько важных обновлений, как в CS:GO.
Скины – революция во всей игровой индустрии, они принесли Valve более $5 миллиардов долларов, а новости о раскрасках за миллионы долларов облетели все крупные СМИ.
В игре впервые появилась понятная цель после добавления матчмейкинга – все мы мечтали дойти до «Глобала», но застревали где-то на «Калашах».

На протяжении 11 лет Valve постепенно допиливала и улучшала игру: новые режимы, операции, баттл-рояль, новые пушки и изменение характеристик старых.
При этом на старте игре было очень сложно увлечь аудиторию, потому что многие старички отчаянно не хотели переходить из CS 1.6, но именно качественные обновления сделали CS:GO популярнее предшественницы. Может быть, CS 2 ждет такой же путь?
Разработчики регулярно выпускали новые патчи: более 550 за 11 лет или по 50 апдейтов в год – больше, чем у любой другой версии игры. А онлайн космически рос: с 15 тысяч до 922 тысяч в августе 2023-го – 6000%.
* * *

Я сыграл в CS больше сотни турниров. И заработал 2 доллара
Мою кошку зовут Хукси. Реальный Хукси передал ей привет, и я невероятно счастлива