
Разбираемся, кто, как и за что будет оценивать поведение школьников

«Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»
Борьба за дисциплину школьников в нашей стране тянется еще со времен Российской империи. Оценки за поведение то отменяли, то возвращали. Так, в правилах, действующие в период с 1944-го и вплоть до 1970 года, было сказано, что аттестат выдается только тем школьникам, у которых «пятерка» по поведению. «Тройка» была последним предупреждением перед отчислением, ну а с «двойкой» ребенка исключали из школы — как с волчьим билетом.
Дальше правила смягчались и оценки за поведение переставили ставить в школах не ставятся аж с 1989 года. «Неуды» отменили еще в бытность Министерства народного образования СССР, но дискуссия об их возвращении с тех пор поднималась неоднократно.
Теперь мы снова пришли к тому, что оценивать в школах будут не только знание, но и поведение.
Где в России вводят оценки за поведение

«Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»
Как рассказали в Министерстве просвещения, с 1 сентября 2025 года эксперимент стартует в 6 регионах России: Новгородской, Ярославской, Тульской областях, Луганской Народной Республике, а также в Чечне и Мордовии. Всего для пилота выбраны 84 образовательные организации.
«В новом учебном году мы начинаем апробацию системы оценивания поведения учащихся, — заявил Министр просвещения Сергей Кравцов. — Это важный шаг в формировании комплексного подхода к воспитанию и образованию. Это правильная инициатива, которая требует обсуждения совместно с экспертами, педагогами, родителями».
Ранее чиновники говорили: период апробации может занять не больше 4 месяцев. Важно понять как система влияет на дисциплину, мотивацию школьников и атмосферу в классах, а также, не увеличит ли это нагрузку на педагогов.
Результаты эксперимента обещают вынести на общественное обсуждение — свое мнение должны будут высказать и эксперты, и родители. Если эксперимент признают успешным, то уже с 1 января 2026 года, его могут распространить на всю страну.
Как будут выставлять оценки за поведение

«Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»
Сразу скажем, четких механизмов критериев и порядка выставления оценок пока что нет — регионы, участвующие в эксперименте, должны разработать их к началу августа с учетом общего мнения педагогов и родителей. Тем не менее, уже понятно, что оценивать будут по четырем критериям, которые чиновники называют «основными обязанностями школьников». Это: старательное обучение, прилежное поведение, активное участие в общественной жизни школы и общественно полезном труде.
Проще говоря, чтобы получить отличную оценку, ребенок должен не просто хорошо учиться и не хулиганить на переменах, но еще и активно участвовать в школьных мероприятиях, субботниках и так далее.
Еще один важный момент: авторы инициативы стараются изначально избежать предвзятости — чтобы оценку не испортили личные конфликты ребенка и педагога (не будем делать вид, что такого не бывает).
«Обязательно будет соблюден принцип объективности оценки поведения ребенка коллективом педагогов», — подчеркнули в министерстве.
Кто и кого будет оценивать
«Оценки поведения мы предлагаем выставлять с 1-го по 8-й класс в пилотном режиме в течение всего учебного года, — пояснила заместитель министра просвещения Ольга Колударова. Не задействуем в апробации выпускные классы, чтобы не провоцировать напряжённость с учётом необходимости подготовки к экзаменам. В дальнейшем планируется распространить проект на всех обучающихся».
Как стало известно 26 июня 2025 года, оценку поведения будет выставлять классный руководитель. Ему нужно будет учесть мнение учителей и администрации школы.
Есть вопросы

«Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»
Самый важный вопрос на данный момент — пойдет ли отметка за поведение в школьный аттестат и, если да, не испортит ли она средний балл, скажем, выпускнику 9 класса? Ведь при поступлении в колледж по конкурсу аттестатов даже десятые и сотые имеют значение.
Следующий вопрос — как обеспечить непредвзятость оценивания? Эта отметка может стать даже «призрачнее» оценок по творческим и развивающим предметам, которые уже давно предлагают официально отменить и перевести в формат «зачет"/"незачет» во всех школах.
Кстати, по данным соцопросов, родители в большинстве своем одобряют эту инициативу, как и многие педагоги, которые надеются, что так найдется управа на самых отпетых хулиганов. Впрочем, большая часть школьного сообщества пока настороженно относится к инициативе и хочет посмотреть, как она реализуется в экспериментальных регионах.