
Прямо в сердце Москвы, оказывается, можно съездить на морской курорт, окунуться с головой в ласковые волны и полюбоваться, как солнце яркими красками машет на прощание, прежде чем закатиться за горизонт. Все это на одной из самых летних и солнечных выставок в «Центре искусств. Москва», где показывают работы маринистов — Айвазовский, Боголюбов и Алисов из частных коллекций.
В зале словно слышен шум моря, но на самом деле обволакивающее мягкое звуковое пространство создает живая музыка, звучащая в галерее — теперь там в одном из залов стоит рояль, а звуки его распространяются повсюду. Слева — море, впереди — тоже, и справа. А сзади — «Русский лес», все как и в жизни. Обе выставки о красоте нашей природы. Кажется, что больше их ничего не объединяет, но не тут-то было! Морская экспозиция — логичное продолжение лесной, и они прекрасно рифмуются.
Михаил Алисов был учеником Юлия Клевера, певца леса, чьи работы в соседнем зале рассказывают уютные лесные истории в разные времена года. А продолжил свою учебу Алисов уже у Айвазовского. Влияние Ивана Константиновича ощущается — старший товарищ привил своему младшему коллеге обожание к одной из самых потрясающих стихий на земле. Но при этом Михаил Алисов воплощает свое видение моря совсем иначе. Для него эта история носит интимный характер, камерный, а потому и масштаб, размах работ меньше, чем у учителя, который тяготел к масштабным полотнам. Алисов мастерски играет с цветом и светом, вслед за своими учителями отражая все нюансы непостоянного, игривого и порой грозного моря. Стоя у каждой работы, кажется, что под тобой не пол галереи, а крымское побережье, ты вдыхаешь морской воздух, выдыхаешь, открываешь глаза и созерцаешь…

Фото: Марина Чечушкова
Архип Куинджи тоже был учеником Айвазовского, и мы его знаем как потрясающего пейзажиста. Отсылка к его работам есть и у Алисова (хотя, может, и не для всех очевидная). Но «Лунная дорожка» сюжетно, композиционно и в манере работы со светом напоминает работы Куинджи. Ох и любят же в «Центре искусств» художников, которые воспевают красоту небесных светил. Невольно вспоминается недавняя выставка Шультце здесь же, который известен как мастер люминизма.
Но, конечно же, больше всего зрителей вокруг себя собирают работы Мастера морских пейзажей Ивана Айвазовского, чья неподдельная любовь к Крыму передалась и его ученикам. Боголюбов тоже живописует Полуостров, но совсем иначе. Его работы рассказывают истории, и море на них играет хоть и важную, но не главную роль. «Феодосия при восходе солнца» — на берегу уже бурная жизнь: молодой рыбак отчаливает на своем суденышке от берега, его на берегу ждут ребятишки, которые, наверно, помогают ему по возвращению продавать добычу. В другую сторону от моря женщина несет на голове мешок, а странник словно только подошел к берегу и внимательно наблюдает за происходящим. Вдали виднеется сам город, еще сонный, но уже проснувшийся от ласковых солнечных лучей.

Фото: Марина Чечушкова
Любопытное экспозиционное решение — разместить рядом с сюжетами Боголюбова работу Айвазовского, которая может многих удивить. Мы-то привыкли любоваться морем или восторгаться величием морских баталий на его полотнах, а здесь вдруг «Пейзаж», на котором моря не видно даже на горизонте. Объяснение – Крымская война (1853 по 1856 годы), и художник с семьей вынужденно эвакуировался под Харьков. Однако поля там оказались такими же просторными, без конца и без края, как и любимое море. Так что и «сухопутные» работы у Ивана Константиновича тоже есть. Сюжет несколько иной, но неизменно одно: превосходство природы над человеком.
Буквально две работы еще одного ученика Айвазовского, Григория Капустина, притягательны по своей теплой колористике. Изображая море, он много внимания уделял небу и его оттенкам, так, что, кажется, главных ролей в его работах всегда две: одна — у моря, другая — у неба. И они равноправные.
Есть здесь несколько работ, выделяющихся на общем фоне. Они объединены именем Константина Вещилова, младшего современника Айвазовского, чья манера изображения морских пейзажей как будто импрессионистская — все же он принадлежал к иному поколению художников, хотя учился у Ильи Репина.