Самый обсуждаемый обмен в истории НБА – тот, которого не было. Почему Крис Пол не перешел в «Лейкерс»

Fine-news 7 часов назад 20
Preview
Самый обсуждаемый обмен в истории НБА – тот, которого не было. Почему Крис Пол не перешел в «Лейкерс»

Усталый Майкл Корлеоне говорил: «Если история нас чему-то и научила, так это тому, что можно убить любого».

В нашем случае нужно читать: «Отменить все что угодно».

В НБА есть такая традиция: в любой непонятной ситуации все требуют вернуть все так как было и больше ничего не трогать. И в связи с этим обязательно вспоминают обмен Криса Пола в «Лейкерс», обыкновенно забывая о важнейших нюансах, сделавших ту сделку уникальной для истории лиги.

Естественно, ровно такую реакцию спровоцировал и переход Луки Дончича в те же «Лейкерс».

Загибающий бизнес по-орлеански

Если в 2010 году и было место, которое лучше всего олицетворяло положение дел в лиге, то это был Новый Орлеан.

Город продолжал восстанавливаться после катастрофических последствий урагана «Катрина»: многие дома, улицы, целые населенные пункты оставались под водой, в то время как владелец «Хорнетс» Джордж Шин стремительно шел ко дну. Предприниматель, сделавший состояние на автомойках и ставший миноритарным владельцем клуба еще в 1987 году за внушительные по тем временам 32,5 миллиона долларов, долгое время отказывался признавать, что спортивный бизнес не его стихия. У Шина не задалось с бейсбольными клубами младших лиг «Шарлотт Найтс» и «Гастониан Рейнджерс», аналогичная судьба постигла клуб АФЛ (американский футбол) «Рэйлен-Дархэм Скайхоукс». В 1997 году он потерпел неудачу, пытаясь войти в НХЛ с командой, которую назвал «Хэмптон Роудс Райнос» (в итоге НХЛ расширилась за счет клубов из Атланты, Нэшвилла и Колумбуса).

Понадобилась кара Господня, чтобы незадачливый управленец осознал, что дальнейшее руководство «Хорнетс» не сулит ему ничего, кроме банкротства.

«Катрина» разметала даже самые призрачные надежды на то, что клуб сможет выжить под руководством Шина.

Да чего там, он даже не смог продать клуб по-человечески. Джордж попытался сбыть команду миноритарному владельцу Гари Чоуэсту, у которого уже было 25% акций клуба, но катастрофическое состояние бухгалтерии и финансовой системы клуба сделало дальнейшие переговоры невозможными. Покупателей не было – Шин не мог управлять клубом, не соответствующим финансовым стандартам лиги.

Пришлось вмешаться НБА. В декабре 2010 года лига приобрела клуб у Шина и Чоуэста за 300 миллионов долларов.

«Это была экстренная мера. Лига изначально позиционировалась как временный владелец. Нашей главной целью было привлечение потенциального покупателя и последующая продажа клуба. Но до того момента «Хорнетс» должны были продолжать функционирование, сохраняя бизнес-привлекательность. Поэтому у франшизы был генеральный менеджер, тренер, игроки, офис продолжал работать и вести дела в обычном режиме. Я и Дэвид были фактическими владельцами, но при этом мы оставались руководителями лиги, в чьи обязанности входило одобрение всех обменов. Мы сразу поняли, что это станет для нас головоломкой», – вспоминал Стю Джексон, занимавший в то время пост исполнительного вице-президента НБА по баскетбольным операциям.

Джексон был абсолютно прав. Как только соглашение было подписано, владельцы других клубов начали роптать, сомневаясь в том, что руководству НБА удастся безболезненно совмещать управление лигой и клубом.

Именно тогда впервые заговорили о будущем Криса Пола.

Летом 2012 года у разыгрывающего заканчивался контракт, и ни для кого не было секретом, что Пол хотел покинуть Новый Орлеан.

Для НБА любой досрочный уход или обмен игрока был невыгоден со всех сторон.

Во-первых, клуб терял главную звезду, а значит, и маркетинговую привлекательность для потенциального владельца.

Во-вторых, любой обмен бросал тень на непредвзятость Стерна и мог быть расценен как плохо замаскированное вмешательство в естественные процессы внутри лиги.

Проще говоря, для Стерна и компании ситуация с «Хорнетс» изначально была головной болью. Тем более что перед началом сезона 2011/2012 агент Пола прямо заявил, что игрок не намерен задерживаться в «Хорнетс» до окончания контракта, а сам разыгрывающий называл вполне конкретные направления для продолжения карьеры: Лос-Анджелес и Нью-Йорк.

«Хорнетс» просто не могли ждать, когда их лучший игрок и самый ценный актив уйдет бесплатно.

Описание деталей всей этой вакханалии могло бы не сходить с первых полос газет, если бы не другая, куда более масштабная повестка.

Начиная с 1 июля лига с головой ушла в 161-дневный локаут, и до декабря утрясала вопросы о тонкостях нового соглашения между лигой и профсоюзом игроков. И аккурат под занавес юридического оформления достигнутых договоренностей грянула новость об обмене Криса Пола.

«Крис, у нас отмена»

«Лейкерс» находились в завершающей точке жизненного цикла команды.

В плей-офф 2011 года «озерники» уступили в полуфинале Западной конференции будущему чемпиону — «Мэверикс». Это поражение положило конец серии из трех финалов НБА подряд (в двух из которых команда победила).

Первой встряской и одновременно знаком грядущих перемен стал уход Фила Джексона с поста главного тренера.

Закономерным продолжением кадровых изменений оказались и перемены в составе.

Сезон 2011/2012, сокращенный из-за локаута до 66 матчей, выглядел своеобразным пит-стопом для дозаправки, смены покрышек и дальнейшего рывка. Грамотно проведенная точечная селекция давала «Лейкерс» возможность перестроиться, не выпадая из чемпионской гонки. Поэтому клуб действовал без оглядки на статус и пожелания своих игроков.

Расклад на троих выглядел следующим образом:

«Лейкерс»: Крис Пол.

«Рокетс»: Пау Газоль.

«Хорнетс»: Ламар Одом, Луис Скола, Кевин Мартин, Горан Драгич и пик первого раунда драфта-2012.

Одом, который совсем недавно был признан лучшим шестым игроком лиги, был особенно уязвлен подобным отношением.

«Хоть я знаю, что этот бизнес, и понимаю, как устроена лига, я все же думал, что «Лейкерс» никогда меня не обменяют. У меня только что был удачный сезон, я смирился со своей ролью шестого игрока и показал, что готов многим жертвовать ради команды. Скажу честно, я не был к такому готов. Что же касается Нового Орлеана, то при всем уважении к городу и организации, я никогда не хотел туда ехать. Я не хотел быть частью этого», – вспоминал позже Одом.

Одом был далеко не единственным, кого этот блокбастер-трейд застал врасплох. Владелец «Кливленда» и любитель писать гневные письма Дэн Гилберт написал очередное такое письмо в адрес Стерна и лиги.

«Я не припомню ни одной сделки, в которой команда, получающая лучшего игрока, при этом экономила бы более 40 млн долларов. Похоже, «Лейкерс» даже не намеревались отдать хотя бы один драфт-пик, что впоследствии могло бы помочь им побороться за Дуайта Ховарда. Они также могли получить торговое исключение, которое позволило бы им улучшить команду и/или выменять Ховарда. Когда «Лейкерс» заполучили Пау Газоля, они приняли на себя дополнительные десятки миллионов в виде зарплаты и налога на роскошь, а также отказались от ряда перспективных игроков, включая Марка Газоля. Просто не понимаю, как мы можем допустить проведение этой сделки. И уверен, что подавляющее большинство владельцев чувствуют то же самое, что и я», – негодовал Гилберт.

Шума могло быть еще больше…

Фактически обмен состоялся 8 декабря 2011 года, в последний день локаута. Тогда же главный инсайдер НБА Эдриан Воджнаровски подтвердил, что стороны договорились о проведении трейда.

У «Лейкерс» даже был готов пресс-релиз.

«Не помню, чтобы когда-либо еще писал пресс-релиз к обмену, который не был официально оформлен. Но тогда мне сказали, что сделка завершена. Пресс-релиз был полностью готов к публикации. К счастью, мы его не отправили», – вспоминал Джон Блэк, бывший вице-президент «Лейкерс» по связям с общественностью.

Спустя 45 минут после того, как было объявлено о достижении соглашения, в «Хорнетс» позвонил Дэвид Стерн и наложил вето на переход Пола.

Сегодня формулировка «по баскетбольным причинам» стала частью фольклора НБА, и все же многие до сих пор гадают, что это за причины, и как так вышло, что Стерну удалось повернуть время вспять. В дальнейшем Танос всея НБА в каждом интервью акцентировал внимание на том, что запрет исходил от Стерна-владельца «Хорнетс», а не Стерна-комиссионера. Звучит малоубедительно, поскольку – на моей памяти, по крайней мере – мало кто из генменеджеров и владельцев оперирует формулировками «по баскетбольным причинам».

И все же какое-никакое объяснение отмене трейда есть.

«Сделки, на которые налагается вето, на самом деле, случаются довольно часто, но обычно это связано с техническими моментам. Сама процедура была проведена не по правилам: у кого-то не хватило денег, напортачили с бухгалтерией, медицинские карты просрочены или были допущены какие-то нарушения в плане раскрытия информации – все это может стать причиной для наложения вето, и такое случается. Но в данном случае это была правильная, грамотно оформленная трехсторонняя сделка. Однако, поскольку лига была владельцем «Хорнетс», это вызвало множество вопросов и недоумений, почему и как лига позволяет себе подобное. Люди изначально восприняли это как конфликт интересов», – объяснял Стю Джексон.

Так и только так.

«Мы сделали все возможное, чтобы выразить свое недовольство», – отчитывался Митч Капчак, бывший генеральный менеджер «Лейкерс».

И все же сделка была отменена, что, впрочем, никак не помешало ей стать катализатором дальнейших событий.

Ламар Одом настолько оскорбился отношением «Лейкерс», что в открытую заявил о своем нежелании находиться в команде.

«Я тогда переживал крайне тяжелый период своей жизни. Тщетно боролся с разного рода зависимостями, и как только все более-менее начало налаживаться, забрезжил свет в конце туннеля, я узнаю, что один из моих двоюродных братьев был убит в Бронксе. Эта новость меня просто подкосила, а потом это сообщение об обмене. Чувствовал себя непонятым, ненужным, был обижен и разочарован. Все, чего я хотел, – просто спрятаться ото всех. Я не мог там больше оставаться», – откровенничал постфактум Одом.

11 декабря «Лейкерс» обменяли Ламара Одома в «Даллас» за пик первого раунда и торговое исключение на сумму в $8,9 миллиона. Один из самых универсальных форвардов своего времени отыграл за «Мэвс» всего один сезон, после чего вернулся на год в драфтовавших его «Клипперс», где не только закончил карьеру, но и все же пересекся с Крисом Полом.

Ровно в тот же день, когда Одом паковал чемоданы на самолет в Даллас, Пол летел в Лос-Анджелес, где должен был присоединиться к «Клипперс».

Пока их прямые конкуренты и половина лиги пребывали в оцепенении, «парусники» по-быстрому стряпали новый обмен. Вместо Пола в направлении Нового Орлеана проследовали центровой Крис Каман, защитник Эрик Бледсоу, форвард Аль-Фарук Амину и незащищенный пик драфта-2012 года.

Пол все-таки оказался в Лос-Анджелесе, но явно не там, где хотел.

«Я уже разговаривал по телефону со своими братом и агентом. Мы подыскивали самолет, который доставил бы нас в Лос-Анджелес. Затем мой агент позвонил и сказал: «Погодите», снова позвонил, а потом вернулся и начал заикаться. И меня сразу бросило в жар. Всех нас. Я имею в виду, мы с Кобе уже созванивались, мы поговорили, обсудили, как будет круто играть вместе. Понимаете, о чем я?» – досадовал Крис Пол в подкасте The Knuckleheads в 2020 году.

«Нет, черт возьми»

Постепенно, на протяжении многих лет, история под кодовым названием «Крис, у нас отмена» начала обрастать подробностями. Так, например, стало известно, что сделку с «Лейкерс» от лица «Хорнетс» заключал генеральный менеджер Делл Демпс.

«Была сделка, которую Делл Демпс хотел, чтобы мы одобрили, а я сказал: «Нет, черт возьми», –  вспоминал Стерн в интервью Sports Illustrated в 2018 году. – Делл сказал Дэрилу Мори и Митчу Капчаку (генменеджерам «Рокетс» и «Лейкерс»), что у него есть полномочия заключать сделки подобного рода, а у него их не было. Я сказал нет. Подумайте сами: мы только что урегулировали все проблемы, связанные с локаутом, а вы хотите, чтобы я одобрил обмен? Он согласился на Кевина Мартина и Луиса Сколу или что-то в этом роде, а я сказал, что мы можем получить гораздо больше.

Я поступил так, как поступил, потому что защищал «Хорнетс». По сей день все спрашивают меня: «Почему ты не дал Крису Полу перейти в «Лейкерс»? А я не удерживал его. Я просто не одобрил сделку. Ни одна команда не продает и не обменивает будущего игрока уровня Зала славы без одобрения владельца».

Он же затем утверждал, что сделка в конечном итоге могла пройти.

«Обмен можно было доработать и провести позже. Мы считали, что «Хьюстон» будет готов расстаться с Кайлом Лаури, и тогда можно было предложить новый вариант с участием Ламара Одома и пика в первом раунде драфта. Но генменеджер «Лейкерс» Митч Капчак запаниковал и обменял Одома в «Даллас». Поэтому у нас не стало актива, необходимого для того, чтобы сделка состоялась. И на этом все закончилось», – цитировал слова Стерна ESPN.com.

Позже эту реплику дополнил и главный соратник Стерна.

«Дэвид как-то обмолвился, что наложил вето на сделку по той причине, что она не была достаточно хороша для игрока уровня Криса Пола. Но это была лишь полуправда. Он просто хотел, чтобы «Хорнетс» не теряли привлекательность для потенциального владельца», – признается Стю Джексон.

Сложно поверить, что Стерн в данной ситуации действовал сугубо в интересах клуба.

Вот, например, как случившееся интерпретирует владелица «Лейкерс» Джини Басс.

«Ситуация выглядела следующим образом: мы сидим в зале, ратифицируем соглашение лиги с профсоюзом, голосуем о распределении доходов, и внезапно по залу начинает ползти слух о сделке с участием Криса Пола… Но обмен подобного уровня никак не мог бы состояться, поскольку все мы были в этом зале. Единственный вариант – если бы сделку заключил генменеджер «Хорнетс», считавший, что обладает достаточными полномочиями.

Сделка произошла, когда все находились в этом зале, поэтому первое, о чем подумали представители команд: «Как это случилось? У нас не было возможности обменять Криса Пола». Поэтому все они набросились на лигу и сказали: «Это было нечестно».

Но, на самом деле, НБА не пыталась удержать «Лейкерс» от обмена Криса Пола. Дело было в том, что Дэвид Стерн был обязан одобрить эту сделку. В итоге он просто отменил ее и хотел, чтобы все успокоились, но многие были уже заведены, поскольку считали, что происходят какие-то подковерные игры. Само собой, ничего подобного не было. Все это было просто совпадением», – рассказала Басс в подкасте All The Smoke.

А вот известный мастер гипербол и завиральных теорий Гилберт Аренас и вовсе выстроил альтернативную вселенную вокруг несостоявшегося трейда.

«Я могу об этом рассказать, поскольку я был вовлечен в процесс, я являлся частью потенциальной сделки. Изначально план был такой: Пол отправляется в «Лейкерс», а те отдают Пау Газоля и Ламара Одома. Об Одоме все часто забывают. Дальше «Лейкерс» вели переговоры об обмене из «Орландо» Дуайта Ховарда на Эндрю Байнэма. Чтобы все финансовые детали совпали, «Лейкерс» могли взять не только Ховарда, но и меня – я тогда был в ростерe «Мэджик». Итак, «Лейкерс» берут Ховарда, мой контракт или контракт, например, Хидо Тюркоглу, а затем амнистируют этот контракт и тем самым расчищают свою платежку. Если бы это был мой контракт, у них бы еще оставалось порядка 24 миллионов в платежке. В те дни это была солидная сумма, все серьезные переговоры начинались с цифры в 12 миллионов. Так что на 24 миллиона можно было подписать двух игроков уровня максималки. Я говорю об игроках типа Леброна, Уэйда, Боша, Амаре Стаудемайра. И это в дополнение к уже имеющимся Полу, Кобе и Ховарду. Такие «Лейкерс» стали бы династией на следующие десять лет», – фантазировал Аренас.

Сейчас подобные сценарии можно было бы расписать на несколько сезонов шоу на Netflix. Но прошлое не вернешь, а будущее не догонишь, поэтому все, что нам остается, – это время от времени узнавать новые подробности трейда-призрака, который, несмотря на свое мимолетное появление, навсегда вошел в историю лиги.

Фото: Gettyimages/Jeff Zelevansky / Stringer, Stacy Revere / Stringer, Christian Petersen / Staff, Harry How / Staff, Stephen Dunn / Staff, Chris Graythen / Stringer, Jeff Gross / Staff, Neilson Barnard / Stringer, Kevork Djansezian / Staff, Jonathan Daniel / Staff

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'