
Популярность шахмат среди детей в России стремительно растет: за последнее десятилетие число юных игроков удвоилось, достигнув 1 миллиона человек. Родители все чаще приобщают детей к этой интеллектуальной игре уже в дошкольном возрасте, отдавая их в специальные секции. Шахматы — это не просто спорт, а сложная умственная деятельность, требующая развитых когнитивных навыков, стратегического планирования и высокого уровня внимания. Однако ответ на вопрос о том, как именно шахматы влияют на развитие детей, остается без ответа. Новое исследование психологов МГУ, проливающее свет на этот вопрос, опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.
«Большинство научных работ посвящено влиянию шахмат на когнитивные функции взрослых, тогда как дошкольники остаются практически не изученной группой, — подчеркивает Александра Долгих, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ. — Именно поэтому в нашем исследовании мы сосредоточились на роли шахмат в развитии детей 4-7 лет».
Результаты исследования показали, что дошкольники, занимающиеся шахматами более полугода, демонстрируют более высокие показатели зрительно-пространственной рабочей памяти по сравнению с их сверстниками, не играющими в шахматы. Юные шахматисты лучше запоминают и воспроизводят расположение объектов в пространстве, что является важным навыком для обучения и повседневной жизни.
Кроме того, ученые сравнили уровень развития детей, посещающих разные дополнительные занятия (музыка, спорт и др.). «Нам удалось показать, что развитая зрительно-пространственная память у юных шахматистов связана именно с игрой в шахматы, а не с общей вовлеченностью в кружки и секции», — поясняет Анастасия Якушина, преподаватель кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ.
Таким образом, шахматы не только учат детей стратегическому мышлению, но и развивают способность анализировать и запоминать зрительно-пространственную информацию, что полезно в освоении математики, конструирования и других дисциплин.
Исследование было представлено на Международном онлайн-форуме «Ребенок в цифровом мире», который организуют МГУ имени М.В. Ломоносова, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Российское психологическое общество при поддержке Министерства науки и высшего образования и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. В рамках Форума было представлено более 300 докладов из 50 стран. Подробнее на сайте: digitalchildhood.org.
Информация предоставлена пресс-службой МГУ
Источник фото: rsport.ria.ru