Сказочный и скандальный Стравинский: в «Геликоне» показали все краски театральных работ композитора

Fine-news 5 часов назад 23
Preview
 в «Геликоне» показали все краски театральных работ композитора

Имя Игоря Стравинского красной нитью проходит сквозь 35-летнюю историю «Геликон-оперы». 10 апреля 1990 года состоялся первый спектакль театра «Геликон», когда 22-летний Дмитрий Бертман поставил «Мавру» Стравинского — с этой оперы и началась история театра. Тогда в труппе было пять артистов, а в оркестре — пять музыкантов. С годами театр обогатился талантливыми людьми, масштабировался, обрел свое здание не только со сценой, но и с выставочными пространствами, пусть и небольшими. В юбилейный год здесь снова Стравинский — премьера «Похождений повесы» , к которой подготовили необычную выставку. 

На сей раз обратились уже к позднему сочинению композитора — к опере «Похождения повесы». К ней прилагается яркая выставка «Театральный мир И.Ф. Стравинского» — мы бы сказали, что здесь целая планета Стравинский. Экспозиция впечатляет разнообразием имен мастеров, и богатством представленных сюжетов. Логика выставки дает возможность посетителю вольно выстраивать маршрут. Мы предложим свой вариант. 

Начнем с «главной героини», которая и стала поводом для создания экспозиции — с оперы «Похождения повесы». Впервые в театральном пространстве представлены гравюры Уильяма Хогарта из серии «Карьера мота» — именно эти работы и вдохновили Стравинского на сочинение оперы. 2 мая 1947 года в Чикагском институте искусств И.Ф. Стравинский посетил выставку английских художников, где и увидел эти работы. Так, художественные произведения спустя время зазвучали голосами оперных певцов (и это до изобретения ИИ!).

Фото: Марина Чечушкова







Для тех, кто не знаком с сюжетом оперы, здесь будут подсказки. Но сразу оговоримся: не все сюжеты на гравюрах вошли в постановку или воплощены как то иначе. Гравюры интереснейшие! Лист №5 «Женитьба на богатой старухе» рассказывает, как главный герой Том был вынужден жениться на старой деве. А абсурдности ситуации добавляет тот факт, что в качестве свидетелей выбраны две собачки. На заднем плане — несчастная служанка, которая пытается помешать свадебной церемонии.

Но, как говорится, не «Повесой» единым. Поражает палитра имен художников, которые работали со Стравинским. Лучшие — Головин, Бакст и их яркие работы к балету «Жар-птица», Гончарова и буйство красок на ее эскизах декораций к «Свадебке», Судейкин с эскизами к «Мавре», Бенуа — сразу двое, отец и сын. 

Гравюры Уильяма Хогарта.

Фото: Марина Чечушкова







На фоне живописных работ внимание к себе привлекает изысканное изделие из стекла, настольное украшение «Жар-птица». Имя автора шедевра угадать легко — это Рене Лалик. Оказывается, выдающийся французский декоратор видел постановку балета Стравинского «Жар-птица», впечатлился настолько, что сделал целую серию произведений по мотивам русских сказок, среди которых и эта работа.

Неожиданным кураторским решением стали два портрета Игоря Федоровича, встречающие всех, кто поднимается на выставочное пространство по лестнице. Автор обеих работ Гавриил Гликман. Живописный портрет Стравинского показывает нам босого композитора, опирающегося на трость — дерзкая работа! Впрочем, и сам композитор был таким. Под картиной сквозь стильные очки круглой формы на всех любителей музыки смотрит скульптурный портрет Игоря Федоровича. И Стравинский, и Гликман — оба, каждый в своей сфере, были мастерами эпатажа. В 1986 году в СССР состоялась выставка работ Гликмана, настолько смелая, имевшая широкий резонанс и не в пользу художника, что ему пришлось эмигрировать.

Рене Лалик. Жар-птица.

Фото: Марина Чечушкова







Нельзя говорить о Стравинском без Дягилева, чей портрет в исполнении Наталии Гончаровой, здесь тоже представлен. К слову об эпатаже. О знаменитых «Русских сезонах» Дягилева в Париже есть пара анекдотов из жизни. Изначально в столицу Франции должны были поехать сочинения Анатолия Лядова, который славился медлительностью в работе. Дягилев предложил композитору сюжет «Жар-птицы», долго ждал музыки, в конце-концов сам пришел к композитору с вопросом, где, собственно, результат столь долгих трудов, на что получил: «А я уже даже купил нотную бумагу!» Так работу получил Стравинский. 

Наталия Гончарова. Сергей Дягилев.







Вторая история уже про самого Стравинского и другой его балет «Весна священная». Сейчас мы бы сказали, что над этой постановкой работали лучшие — помимо музыки Стравинского (тогда молодого и малоизвестного), хореография Нижинского, а декорации и костюмы — Николая Рериха. Но тогда, в 1910-е, премьера прошла с громким скандалом. Представьте себя на месте европейского человека начала прошлого столетия, который прекрасно знает и любит классический русский балет. Чего он ждет? Балетных пачек, пуантов, кантиленную мелодию… А что получает? Рерих придумал для девушек длинные рубахи с узорчатой каймой, а мужские наряды состояли из рубах, остроконечных шапок, портов (вид брюк) — это вам не белые трико… А вместо пуантов — онучи и лапти. Хореография с так называемыми в народе «кочерыжками» вместо вытянутых носочков, прямые ноги — эффект неуклюжести ярчайший. Но так задумывал Нижинский отразить мир языческой Руси и ритуальное действо. Вишенка на торте — сложная (особенно ритмически!) музыка Стравинского. Ядерное сочетание. Итог: в Театре Елисейских полей на премьере свист, крики, брань, драки, летящие в сторону сцены разнообразные предметы… В общем, в Париже произошло локальное землетрясение.

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'