Собака стала волком: дрессировщик рассказал о секретах подготовки животных для съемок в популярных фильмах

Fine-news 4 часов назад 30
Preview
 дрессировщик рассказал о секретах подготовки животных для съемок в популярных фильмах

Виктор Зуйков известен среди киношников как специалист, способный выполнить едва ли не любое пожелание режиссера или продюсера по зоологической части. Он может научить «играть» перед объективом камеры даже, казалось бы, совершенно не приспособленных для подобных действий живых существ.

— У вас уникальная профессия — режиссер по работе с животными. Но, насколько знаю, поначалу была успешная военная карьера. Как же офицер превратился в мастера подготовки кинотрюков с четвероногими, пернатыми?

— …И даже пресмыкающимися. По своей «официальной» специальности я авиационный инженер. После окончания МАИ попал в армию, окончил еще Военно-воздушную инженерную академию, дорос до подполковника. Однако в начале 1990-х, когда для военнослужащих наступили «плохие времена», подал рапорт об увольнении. А дальше сложилось так, что все активнее стал заниматься работой с животными, дрессировкой собак — благо за спиной были кинологические курсы при Московском обществе охотников и рыболовов.

В кинематограф — который, кстати, всегда вызывал у меня большой интерес — попал по воле случая. В 1994-м популярный артист Сергей Жигунов в качестве продюсера сумел запустить съемки двух сериалов — «Графиня де Монсоро» и «Королева Марго». Там были предусмотрены несколько охотничьих сцен. Одна из них с ловчими птицами, другая — охота на кабана. Эти «кабаньи» эпизоды, задуманные режиссером, очень сложны в исполнении, от них другие специалисты отказались, а я решил попробовать. Перечитал романы Дюма, досконально разобрался в специфике охотничьих традиций времен короля Карла IX… Потом не пожалел сил и времени, чтобы собрать большущую команду четвероногих «актеров». В сценах охоты участвовали более 60 собак — английские бигли, грейхаунды, бладхаунды, кроме того, настоящие дикие свиньи — огромный секач и кабаниха. А для некоторых постановочных кадров пришлось продумать дополнительный реквизит. У меня там были два кабаньих чучела, причем одно из них могло двигаться на колесиках, и еще шкура кабана, в которую прятался каскадер, «оживляя» зверя. Результат всех этих усилий вполне их оправдал. Даже зарубежные кинематографисты удивлялись, как удалось снять столь эффектные мизансцены с охотой. Именно тогда впервые прозвучало название моего амплуа в кино. Довольный Жигунов заявил: «В России появилась новая профессия — режиссер по работе с животными!» К слову сказать, по моей просьбе он распорядился, чтобы в титрах фильма появилась надпись: «За время съемок ни одно животное не пострадало».

Вот так все и началось. Ровно 30 лет назад, в конце мая 1995-го, организовали студию «Кинология-Т», специализирующуюся на подборе и дрессировке животных для участия в фильмах. Позднее нас взял под свое крыло замечательный режиссер и руководитель киноконцерна «Мосфильм» Карен Георгиевич Шахназаров. Так что теперь мы называемся «Мосфильм-КИНОлогия». За три десятилетия количество картин, в съемках которых довелось участвовать с различными животными-актерами, превысило несколько десятков.

— Поздравляю с юбилеем вашей студии! А где находите бессловесных исполнителей, сцены с которыми хотят снять режиссеры? Ведь порой это отнюдь не домашние кошки-собаки, а весьма экзотические персонажи…

— С какими только живыми существами не пришлось иметь дело! Искать таких «актеров» приходится через обширную сеть знакомых, уже образовалась внушительная картотека владельцев всяких хвостатых-крылатых-ползающих представителей фауны…

Зачастую животное перед съемками приходится какое-то время держать у себя в московской квартире или на даче. Это порой чревато неожиданными ситуациями.

Например, для фильма «Псевдоним «Албанец» нужен был петух. Съемки эпизодов с его участием проходили на берегу Химкинского водохранилища, а я живу неподалеку оттуда, в Тушине. Вот и решил этого красавца поселить в своей квартире, чтобы не везти всякий раз с дачи. Новый жилец оказался «с подвохом». Мало того, что от него пух летит и на полу «метки» остаются. Главная проблема: он просыпается в 4 утра и кукарекает так, что, несмотря на стеклопакеты в окнах, на звукоизоляцию, весь дом вибрирует, соседи просыпаются. В московской «двушке» пение кочета звучит куда мощнее, чем среди сельской природы. Что делать? Кто-то из спецов-орнитологов посоветовал: надо сбить петуху время, тогда он будет кукарекать попозже. Я ничего лучше не придумал, как позвать нескольких друзей, всю ночь играл с ними в преферанс на кухне. А петух находился рядом в клетке, и мы своим мероприятием не давали ему заснуть. В результате побудка у пернатого сдвинулась.

Для съемок приходилось дома у себя держать какое-то время и волчат, и змей… Даже тигренка.

— Какова дальнейшая судьба этих «актеров»? Неужели всех удавалось пристроить по циркам-зоопаркам?

— Никого в расход, под нож не пускали. Даже быка после окончания съемок фильма Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» не отправили на бойню, а нашли ему «вакансию» у фермера. Этого производителя нельзя было вернуть в племенное хозяйство, откуда мы его брали, потому что по правилам в таком случае нужно животное месяц передерживать на карантине, что стоит больших денег. Потому мы его отдали в Воронежскую область, в стадо. Получилась у быка вполне счастливая жизнь.

Прыжок волчицы

Актерам-людям привычно на съемочной площадке перевоплощаться в какие-то задуманные режиссером образы, порой на них, настоящих, совершенно не похожие. Актеры-животные таких способностей сами по себе лишены, однако при помощи умелого и находчивого специалиста тоже могут «мимикрировать». И тогда, например, вполне домашняя и ласковая собака превращается на экране в злобного страшного волка.

Подобную метаморфозу Виктору Зуйкову пришлось устраивать на съемках сериала «Граница. Таежный роман». Роль беспощадного дикого хищника исполнила его любимица — хаски по кличке Метель.

— Опыт работы с собаками данной породы у вас уже имелся к тому времени?

— Да. С хаски я ездил на съемки немецко-российско-белорусского фильма «Побег из ГУЛАГа». Подходящего четвероногого «актера» по кличке Аргиш тогда нашел у одной московской заводчицы. Там же потом встретил Метель — тогда еще месячного щенка, в которого влюбился с первого взгляда. В итоге эта красавица стала моей. А у нее папа был палевой масти, а мама — чисто серая. И я подумал, что смесь палевого и серого дает Метели такой характерный окрас, что она вполне может изобразить волка. Это оправдалось на съемках сериала «Граница. Таежный роман».

Меня пригласили к режиссеру Александру Митте, и он пояснил свой замысел: нужен эпизод жесточайшей схватки одного из главных героев — капитана Голощекина (его сыграл Алексей Гуськов) с волком. Отвечаю: что ж, давайте делать. А тогда у меня был на связи дрессировщик с волчицей, и я поначалу предполагал с этой хищницей работать. Даже предупредил руководителей киногруппы: придется вокруг съемочной площадки высокий забор ставить или сетку натягивать, поскольку волк может легко преодолеть менее основательные препятствия. Они согласились на такие условия. Но тут дрессировщика прихватил радикулит. Он мне звонит: Виктор, лежу, пошевелиться не могу, приехать на съемки не удастся.

Тогда я и предложил заменить волчицу своей Метелью. Кроме того, понадобились еще «волчьи дети» — раздобыл пару трехмесячных волчат. Со всей этой командой отправились в Шайковку Калужской области, где на месте уже опустевшей воинской части шли съемки «таежных» эпизодов. Метель над молодняком шефство взяла, они на прогулках (для них пригодилась закрытая хоккейная коробка) вместе играли, прыгали… Но во время кормежки происходила, как я подметил, интересная вещь. Ставлю миску с кормом — а волчата же на еду реагируют очень агрессивно, прямо бешеными становятся, — только серые к ней бросятся, в этот момент Метель присядет, клыки покажет — р-р-р! — и они как вкопанные замирают на месте. Лишь потом, когда хаски поест, волчата подскакивают к миске и сжирают все оставшееся там. Вот эта повторяющаяся из раза в раз ситуация у меня и отложилась в мозгу. Понял, как можно снять кадры грозного «волчьего» рычания для эпизода со схваткой.

Волчий оскал хаски.

Фото: Из личного архива







Прибыв на натуру, я зарыл в землю куриный окорочок. Моя собака это видела, но была на страховке замаскированной привязана под елкой, так что окорочок не могла достать. Затем, когда на Метель уже наведена камера, по команде «Мотор!» я подносил к месту, где спрятан окорочок, волчонка. И хаски сразу же начинала скалить зубы и издавать грозный рык…

— С рычанием понятно. А как снимали саму схватку?

— В этом эпизоде мне пришлось стать дублером Алексея Гуськова. На меня надели такую же офицерскую гимнастерку, подгримировали под него, даже седины в висках добавили…

— Но ведь вы с Метелью там запечатлены в динамике, она нападает…

— Метель вообще-то добрейшее существо. Для съемки кадров с агрессивным «волчьим» поведением пришлось применить смекалку. Александр Митта хотел, чтобы «волчица» совершила прыжок, атакуя человека. Мы засели с оператором Сергеем Астаховым над сценой этой размышлять. И придумали. В лощине соорудили довольно высокое препятствие — завал из палок, веток. Астахов поставил камеру за ним. По команде «Мотор!» я звал Метель, и мой помощник спускал ее с поводка. Собака мчалась на голос, перескакивала по пути через завал и с разбега кидалась, радостная, к хозяину — приласкаться. А у меня под гимнастеркой был припасен мешочек с мягкими куриными костями, чтобы дополнительно привлечь «партнершу по эпизоду» вкусным запахом. При приближении Метели наклонялся ей навстречу, незаметно давал косточку, потом чуть отодвигался, она на меня задорно прыгала. Тут я ее хватал под лапы, прижимал к себе, и мы катились по склону метра три. За себя при этом не боялся, главное было не помять собаку. Я крутился во время этих кульбитов так, чтобы ее все время сверху оставлять. Два дубля сделали. И всякий раз, когда команда «Стоп!» раздавалась, я сразу угощал Метель косточкой.

Это один из важных принципов мой работы в кино с бессловесными «актерами». По окончании съемки животное должно получить вкусняшку. Чтобы та же собака уходила со съемочной площадки, поняв, что здесь очень вкусно кормят.

Пернатое ноу-хау

— В нашумевшей картине Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» внимание многих привлекли кадры, где показаны застывший на кремлевской площади строй юнкеров и воробушек, который скачет по мостовой между их ногами…

— Оператор фильма Павел Лебешев потом делился: «Ко мне коллеги подходят, хлопают по плечу — Паша, как же ты удачно поймал случайный кадр и снял воробья! А о том, что мы с тобой на коленках ползали перед актерами, перед массовкой в тысячу человек ради таких кадров, никто и не догадывается!»

Я подобную ситуацию уже воспринимаю как закономерность: чем лучше получается «картинка» с животным в кино, тем более зрители воспринимают ее как естественную сцену, которую просто повезло подловить. И даже не подозревают, какого огромного труда, каких нервов это стоило.

Упомянутый фрагмент с пернатым был заранее запланирован, срежиссирован. Сколько я ни смотрел фильмов, сколько литературы по кинематографу ни читал, упоминаний о том, чтобы кто-нибудь брал воробьишек «в артисты», не встретилось. Это же абсолютно непригодная для работы перед камерой птаха — дрессировке не поддается и вообще в неволе долго жить не способна. Но мы все-таки для «Цирюльника» смогли постановочную «воробьиную» мизансцену снять.

Воробьиная суперсцена в «Сибирском цирюльнике».

Фото: Из личного архива







Когда началась подготовка к эпизоду принятия военной присяги в Кремле, один из помощников Михалкова мне позвонил: Никита Сергеевич придумал вот что — юнкера стоят, замерев, в строю, а между их ног скачет воробей. Хотя в кинематографе с такими пернатыми никто никогда не работал, я решил попробовать. Снимать должны в Кремле, а у меня с тамошними спецслужбами были хорошие отношения по линии охотничьей организации. Когда одного из моих молодых соколятников призвали в армию, мы его спротежировали в кремлевскую охрану — работать с ловчими птицами, которые гоняют ворон от главной резиденции столицы.

Связался с представителем кремлевской службы охраны, объяснил ситуацию и попросил: можно наш парень, который у вас служит, займется ловлей воробьев, сохранит их, а киногруппа Михалкова потом в Кремль приедет, поскольку разрешение на работу здесь уже получено, и будет снимать такой эпизод.

Нам пошли навстречу. Парень-соколятник в итоге поймал пяток воробьев, их кормил, держал под присмотром несколько дней, чтобы не померли. К началу работы над «птичьей» сценой они были живые-здоровые и охотно клевали хлеб. Это важно, поскольку, по задумке, птахи должны скакать между ногами юнкеров и клевать рассыпанные там крошки.

Мы принесли на место съемки этих пернатых в клетке-переноске. Стали пробовать по очереди. Один воробей оказался слишком шебутной. Второй так громко орал, что получил от меня прозвище Карузо (его чириканье потом записали для фонограммы), третий норовил со всеми подраться… В итоге лишь на пятом остановили выбор.

— Как удавалось воробушков удержать, чтобы они не упорхнули?

— Пришлось пойти на хитрость. Мы сцепляли птице маховые перья скрепочками специальными, которые снаружи незаметны. В результате такой манипуляции она скакать может, крыльями махать может, а взлететь не получается. Кроме того, я поначалу использовал страховку — нитку на лапку воробью надевал, чтобы никуда не улепетнул. Но он в ней все время путался, портя дубль за дублем. А в сцене этой участвуют голливудские звезды, наши известные актеры… Ко мне подходит оператор Павел Лебешев, говорит: «Царь гневается! (члены съемочной группы Михалкову такое прозвище дали — Царь: у него ведь роль императора Александра в «Цирюльнике»), что будем делать?» Отвечаю: «Давай я уберу нитку страховочную. Только снимайте сразу двумя камерами». После этого собрал актеров, играющих юнкеров, и говорю: «Сейчас воробей будет прыгать у вас под ногами, но вы стойте не шелохнувшись. А как только пернатый выскочит за пределы съемочной зоны, я даю команду, вы оглядываетесь — где он, быстро и аккуратно расходитесь по сторонам и начинаете потом сближаться к центру, чтобы птичка оказалась в ловушке и не сбежала». Так был снят один дубль, второй… Повезло: отобрали все-таки хорошего воробья. Потом он освоился и стал, как было задумано, клевать крошки, но, конечно, норовил при этом улизнуть прочь. Молодым актерам Марату Башарову, Егору Дронову, Артему Михалкову очень нравилось всякий раз гоняться за удирающим воробьем. Ловили птаху и вновь пускали прыгать между ног юнкеров… Всего сделали восемь дублей. Седьмой из них оказался наиболее удачным. Затем всех воробьев, конечно, отпустили на волю.

«Киношные тусовщики»

— Существует ли у вас какая-то методика определения, насколько конкретное животное пригодно для съемок?

— Первый критерий — безопасность для людей. То есть собака не должна укусить, птица не должна клюнуть…

Критерий №2: способно ли животное входить в контакт с артистом. Раньше для стимулирования этого использовали только прикормку: актер потчует животное вкусняшками и тем самым его к себе располагает. Хотя есть, например, собаки, которых хозяева приучили не брать у чужого из рук пищу… Но когда мы на съемках сериала «Участок» столкнулись с тем, что бладхаунд Цезарь всякий раз, хватая угощение, пачкал слюнями брюки актеру Безрукову, который играл его хозяина — участкового милиционера Кравцова, я обратился к режиссеру: ну сколько можно, костюмеры уже замучились обмусоленные штаны менять Сергею! Давайте, он собаке будет в награду бросать мячик. И после этого Безруков стал кидать мячик. Цезарь с удовольствием бежал, ловил свою любимую игрушку, и мы таким образом избавились от обилия собачьих слюней.

Сергей Безруков и Цезарь в сериале «Участок». Кадр из сериала







Теперь третье. У меня существует такое понятие — «киношный тусовщик». Есть животные, которым приятно сниматься. Им нравится приезжать на съемочную площадку, нравится внимание окружающих людей… Ну совсем как дети.

Был такой фильм «Что сказал покойник». Для него требовалось подобрать дога, причем определенных кондиций. Продюсер Сергей Жигунов сначала все снимал в Дании, нашел там и четвероногих артистов — длинношерстную таксу и дога с необрезанными ушами и хвостом и с белом пятном на груди. А потом нужно было нам подыскать похожих «актеров» уже для досъемок в Москве. Такса-то ладно, длинношерстных много, мы быстро смогли выбрать подходящую. А вот насчет дога… В России тогда таких, с необрезанными ушами, практически не встречалось, все были со стоячими, то есть подкорректированной формы ушами. Я пересмотрел этих догов штук 20. Нет и нет подходящего. Еду по звонку в очередной раз куда-то на другой конец Москвы. Вхожу в квартиру, и меня встречает здоровенная догиня — опять со стоячими ушами. Я в отчаянии: съемочный процесс под угрозой. И в этот момент высовывается морда веселая — ее сынок по кличке Рома. Точь-в-точь такой, как нам надо, — с белым пятном на груди, с висячими ушами. Хозяйка мне его позволила брать для работы в кадре.

На следующий день в Барвихе съемка. Пес там блаженствовал: мы с ним много гуляли, он купался в пруду, поскольку было жарко… Когда наступило время обеда, получил целый тазик вкусных хрящей, а исполнительница главной роли польская актриса Марта Клубович еще поделилась большим куском мяса. Рома сообразил, что киносъемки — это настоящий собачий рай. На следующий день, как рассказала мне владелица, он уже с утра стоял у двери квартиры и ждал моего прихода. Когда я вошел, дог меня всего радостно облизал, и мы опять отправились в Барвиху. Хозяйка на сей раз решила тоже поехать, чтобы посмотреть, как снимают в кино ее питомца. Она начала даже его ко мне ревновать, видя, что пес любит чужого человека больше, чем ее. Рома, сыграв собаку «покойника», отработал шикарно. Вот это я называю «киношный тусовщик».

Кстати, еще о сериале «Что сказал покойник». Партнером Ромы на съемочной площадке был Олег Басилашвили, который играл главного мафиози. А вот другим двум известным актерам, приглашенным для участия в фильме, Олегу Табакову и Александру Пашутину, выпало иметь дело с длинношерстной таксой Гришей. Там был эпизод: герои этих народных артистов — полицейский инспектор и его помощник — моют любимую собаку шефа и ведут при этом разговор о расследовании необычного преступления. Перед камерой всё организовали по-настоящему: таз с водой и мыльной пеной, в нем собака, а Табаков с Пашутиным ей бока натирают. Проблема в том, что, сняв один дубль, нужно было ждать целый час, пока длинная шерсть Гриши высохнет, и лишь затем делать другой. Очень большая трата драгоценного съемочного времени. Понимая это, артисты мобилизовали все свои таланты, и сцену удалось снять с двух раз.

«Что сказал покойник». Олег Табаков и Александр Пашутин моют таксу.







— Случались ли с вашими подопечными исполнителями форс-мажорные ситуации на съемочной площадке?

— Упомяну сложности с коровой во время работы на «Сибирском цирюльнике». Буренка однажды разбушевалась и все декорации разнесла…

— Что-то я не припомню там у Михалкова никакой коровы…

— Эпизод в итоге в фильм не вошел. Первоначально была задумана сцена, как команда создателя этой машины — «Сибирского цирюльника» попыталась подставить генерала Радлова, чтобы легче потом было вынудить его помочь с реализацией данного технического проекта. Он же воспылал чувствами к американской авантюристке, которую сыграла Джулия Ормонд, захотел на ней жениться. А они придумали, что приехал якобы индус со священной коровой, и если та полижет ему лысину, то у него начнут расти волосы, после чего красавица американка непременно проявит к такому похорошевшему кавалеру интерес. Влюбленный генерал на это соглашается.

Понадобилась фотогеничная корова. Не сразу, но нашли в одном из подмосковных совхозов подходящую, привезли ее на киностудию. А как заставить животное лизать лысину? Пришлось Петренко намазать голову соляным раствором.

Однако с началом съемок эпизода возникла заминка. В павильоне все уже готово, а Михалков не появляется — занят какими-то организационными делами… Так прошло 3 часа. Рогатую исполнительницу все это время караулили четверо солдат из состава подразделения, выделенного для помощи. Однако служивые со своей задачей не справились. Корова стояла-стояла, потом ей это надоело, и она взбунтовалась — в прах разнесла приготовленные декорации. Четверо солдатиков на ней буквально повисли, пытаясь сдержать, но не смогли. Позже, конечно, все восстановили, эпизод этот сняли, так что в итоге буренка выполнила задуманное режиссером. Сделали несколько дублей. Процесс для Петренко был наверняка не самым приятным, а может, даже болезненным: ведь у коровы очень шершавый язык. Но Алексей Васильевич человек мужественный, безропотно садился, и она ему лизала голову. Увы, его жертвы оказались напрасны: зрители этой сцены не увидели.

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'