Тормозная жидкость Dot 3 и Dot 4 — в чем разница и можно ли их смешивать?

Fine-news 11 часов назад 23
Preview
Тормозная жидкость Dot 3 и Dot 4 — в чем разница и можно ли их смешивать?

Тормозная жидкость без паники: что заливать, а чего бояться.


Представьте: вы стоите в автомагазине, пот градом катится по лбу, а перед вами две бутылки — тормозная жидкость DOT 3 и DOT 4. В голове паника: можно ли их смешать, или это разозлит автомобильных богов? Хочется выглядеть знатоком, но гуглить как-то гордость не позволяет. Спокойно, мы разберёмся! Эта статья поможет вам понять, что к чему, и как не наломать дров с тормозами и что обязательно должны знать все автолюбители. «Должны» — ключевое слово. 

Тормозная жидкость — это не просто жидкость, а настоящая «кровь» вашей машины, которая как волшебное зелье останавливает вашего железного коня, чтобы не врезаться в другие авто и другие объекты на дороге. Именно она магическим образом (ладно, гидравлически) превращает ваше нажатие на педаль тормоза в силу, которая сжимает тормозные колодки с двух сторон тормозных дисков, останавливая машину.

Плюс она смазывает внутренние детали и защищает тормозную систему от ржавчины. Чтобы не было путаницы, Департамент транспорта США (DOT) придумал и предложил мировую систематизацию (классификацию): DOT 3 и DOT 4 — самые популярные гликолевые жидкости для обычных автомобилей. Но чем они отличаются, и можно ли их смешать в одном резервуаре? Давайте разбираться!

DOT 3 и DOT 4: в чём разница?

Обе жидкости — родственники, их основа — гликолевые эфиры. Но у каждой свои особенности:

  • DOT 3 — классика жанра. Эта жидкость золотистого цвета (чем-то напоминает светлое пиво) имеет минимальную температуру кипения 205 °C (новая, без влаги) и 140 °C (отслужившей жидкость, мокрая, после впитывания влаги). Да, да, тормазуха любит «пить» воду из воздуха — это называется гигроскопичностью. Плюс в том, что влага равномерно распределяется, предотвращая коррозию или замерзание на отдельных участках тормозной магистрали. Минус — вода снижает температуру кипения, и тормоза могут «поплыть» при перегреве.
  • DOT 4 — более продвинутая версия. К гликолевым эфирам добавлены борные эфиры, что делает её устойчивее к высоким температурам: сухая (новая жидкость) кипит при 230 °C, «старая» — при 155 °C. Благодаря этому DOT 4 лучше справляется с нагрузками, поэтому с 2006 года она стала стандартом для большинства новых машин. Даже высокотехнологичные авто, вроде Tesla с регенеративным торможением, требуют качественной жидкости для идеальной работы.

Можно ли смешивать DOT 3 и DOT 4?

Теперь главный вопрос: можно ли лить их вместе? Химически они совместимы, ведь обе имеют гликолевые соединения. Но это не значит, что смешивать — хорошая идея.

Что будет, если залить DOT 3 в тормозную систему с DOT 4?


shutterstock.com

Это как добавить дешёвый сок в премиальный коктейль. Температура кипения смеси снизится, и вы потеряете все преимущества DOT 4. Тормоза могут подвести в экстремальных условиях, например, при спуске с горы. Так делать не стоит! Это как когда раньше автомобилисты размышляли о  смешивании синтетического и обычного масла — конечно, поначалу они могут смешиваться нормально, но в конечном итоге вы создаете смесь компромиссов и не получаете производительность и защиту, на которую вы или инженеры вашего автомобиля рассчитывали. Такое ухудшение свойств жидкости крайне нежелательно.

А что, если залить DOT 4 в тормозную систему с DOT 3?

Тут всё лучше. DOT 4 повысит температурную устойчивость (точку кипения жидкости), что пойдёт на пользу старым машинам, рассчитанным на тормазуху DOT 3. Но есть нюанс: всегда сверяйтесь с руководством автомобиля (да, той пыльной книжечкой в бардачке). Это лучшее, что вы можете сделать для своей машины, чем игра в химика-самоделкина. Если жидкость пора менять, лучше сделать полную промывку системы и залить рекомендованную автопроизводителем.

А как насчёт DOT 5?

DOT 5 — это тормозная жидкость на силиконовой основе негигроскопичная, в отличие от гликолевых DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 (не путайте с DOT 5 — тормозная жидкость по составу похожа на DOT 4, но в неё добавлены химические присадки, увеличивающие температуру кипения). Она разработана для специфических условий и автомобилей, где требуется максимальная устойчивость к влаге и высоким температурам. DOT 5 редко используется в серийных машинах, но иногда встречается в мотоциклах, классических автомобилях или военной технике.

Высокая температура кипения. У новой жидкости DOT 5 минимальная температура кипения — около 260 °C, а у «старой» — 180 °C. Это делает её подходящей для экстремальных условий, например, в гоночных мотоциклах или автомобилях с высокой нагрузкой на тормоза.

У неё фиолетовый цвет. Это сделано, чтобы не путать с гликолевыми жидкостями (обычно золотистыми). Так сразу легко понять, что залито в систему.

Если в тормозную систему залита жидкость класса DOT 5, заливать DOT 3 и DOT 4 в неё НЕЛЬЗЯ! 

Полезные советы для автолюбителей

  1. Сверьтесь с производителем. У каждого автомобиля свои требования к тормозной жидкости. Проверьте, что рекомендует автопроизводитель, чтобы не рисковать.
  2. Не экономьте на замене. Тормозная жидкость со временем впитывает влагу и теряет свойства. Меняйте её каждые 2–3 года или по пробегу (обычно 40–60 тысяч км, некоторые рекомендуют менять каждые 30 тыс. км), даже если кажется, что всё работает.
  3. Держите бутылку закрытой. Открытая тормозная жидкость быстро впитывает влагу из воздуха. Если осталась лишняя, храните её в герметичной таре или лучше купите новую.
  4. Избегайте экспериментов. Смешивание жидкостей — это компромисс, который может аукнуться. Если не уверены, лучше промойте систему и залейте одну жидкость.
  5. Следите за уровнем. Если жидкость в резервуаре резко уменьшилась, это может быть признаком утечки. Сразу в сервис!
  6. Бренд имеет значение. Выбор марки жидкости — как спор о лучшем кофе. Главное — покупайте продукцию проверенных производителей, чтобы не нарваться на подделку.

✅ ЧЕК-ЛИСТ: ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ

1. Проверьте тип тормозной жидкости

  • Загляни в руководство по эксплуатации (обычно в бардачке).

  • Поддерживай только тот тип DOT, который рекомендован производителем.

2. Не смешивайте DOT 3 и DOT 4 без крайней необходимости

  • Химически совместимы, но это снижает эффективность.

  • Смесь теряет температуру кипения и может повести себя непредсказуемо.

3. Никогда не заливайте DOT 5 вместо DOT 3, 4 / 5.1

  • DOT 5 на силиконовой основе, не совместим с гликолевыми жидкостями.

  • Может привести к отказу тормозной системы.

4. Меняйте тормозную жидкость каждые 2–3 года

  • Или каждые 30–60 тыс. км — в зависимости от рекомендаций производителя.

  • Жидкость впитывает влагу и теряет свои свойства.

5. Не оставляйте открытую бутылку

  • Тормозная жидкость гигроскопична — впитывает влагу из воздуха.

  • Храни в герметичной таре, а лучше просто покупай новую при необходимости.

6. Всегда проверяйте уровень жидкости в бачке

  • Уровень резко упал? Это может быть утечка — срочно в сервис!

  • Цвет потемнел или стал мутным? Пора менять.

7. Не экономьте на марке

8. Перед заменой лучше промыть систему

  • Особенно если меняешь тип или давно не обслуживал систему.

  • Старая жидкость может снизить эффективность новой.

9. Не доливайте «на глаз»

  • Если доливаешь, знай точный тип. Лучше заменить всю жидкость, чем экспериментировать.

10. Тормоза — это безопасность

Почему это важно?

Тормоза — ваша безопасность. Неправильная или старая жидкость может закипеть в экстремальной ситуации, и педаль просто «провалится» в пол. Свежая жидкость правильного типа — залог уверенности и безопасности за рулём.

Так что не играйте в химика и выбирайте с умом. И да мы намеренно не указываем вам на марки и производителей тормозных жидкостей, так как в этом случае нам бы пришлось их ранжировать по каким-то критериям, а также составлять определенный рейтинг, что чревато дискуссиями и жаркими спорами автолюбителей, которые любят полемизировать, как любители ресторанов, пытающихся доказать друг другу почему-то тот или иной ресторан получил звезду Мишлена. Это все равно что диспутировать какое моторное масло лучше. Просто помните, что свежая, правильная жидкость — залог вашей безопасности и уверенного торможения.

Удачи на дороге!

Обложка: shutterstock.com

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'