
Прощай, легенда.

Утром (по московскому времени) из Канады пришла печальная новость: легендарный голкипер Кен Драйден проиграл в продолжительной борьбе с раком. Шестикратному обладателю Кубка Стэнли и участнику суперсерии-72 было 78 лет.
Про многих говорят: «Таких, как он, больше не будет» – но к Драйдену это относится как ни к кому другому. И вот почему.
Драйден даже не знал, что задрафтован «Бостоном»

Кена выбрали «Брюинс» на драфте НХЛ-1964 – в третьем раунде под 14-м номером. Но в те времена процедура была совершенно иной: игроки могли не знать, кто их забрал и что их вообще кто-то забрал.
Драйден тогда учился в университете Корнелл – одном из самых престижных вузов мира, входящем в Лигу плюща – и был намерен завершить обучение, чтобы получить степень кандидата исторических наук. Закончить Кен должен был в 1969-м – что делало его не слишком привлекательным для выбора.
«Бостон» узнал о намерении Драйдена уже после того, как потратил на него пик – пришлось немедленно действовать. Через 17 дней после драфта, 28 июня 1964 года, «Брюинс» обменяли Кена вместе с Алексом Кэмпбеллом в «Монреаль», получив Пола Рида и Ги Аллена. Канадский клуб был готов подождать кипера.
Сам Драйден даже не знал, что выбирал его не «Монреаль» – агент сказал, что драфтовали именно «Канадиенс», а правду Кен узнал только в середине 1970-х. Забавно, что именно он, зайдя в лигу спустя 7 лет после церемонии, стал кражей того драфта.
23-летний Драйден дебютировал в НХЛ 14 марта 1971 года в матче против «Питтсбурга». Игра завершилась уверенной победой – 5:1, а Кен отразил 35 из 36 бросков. Шесть дней спустя Кен сыграл против брата Дэйва, который был бэкапом в «Баффало» – эта игра до сих пор остается единственной в истории НХЛ, в которой друг против друга сыграли братья-вратари.
Драйден поставил невероятный рекорд – вероятно, вечный. Но карьера была коротка

Драйден считается одним из самых уникальных канадских вратарей – причем с первого же сезона.
За 6 матчей в конце той регулярки-1970/71 он так проявил себя (все 6 – победные), что стал стартовым вратарем в плей-офф (посадил на скамейку Роги Вашона, у которого уже были и титулы, и «Везина»!), привел команду к Кубку Стэнли, а сам взял «Конн Смайт Трофи». Таким образом, Кен завоевал две главных награды прежде, чем впервые проиграл в регулярке. Разумеется, он единственный такой вратарь в истории.
Но что еще уникальнее – только в следующем сезоне (уже после MVP и чашки) Драйден забрал «Колдер Трофи» – приз лучшему новичку (для номинации в регулярке-1970/71 ему не хватало матчей – потому он все еще считался дебютантом). Кен – единственный игрок в истории НХЛ, у которого «Колдер» был не первой индивидуальной наградой.
Разумеется, это были не последние трофеи канадского вратаря – он 5 раз брал «Везину». Правда, в те времена она вручалась вратарю или паре вратарей, чья команда пропустила меньше всех в регулярке – то есть, как нынешний «Дженнингс». Из-за этого последние три награды (с 1977-го по 1979-й) Драйден разделил с Мишелем Лароком, который был его бэкапом.
Драйден – участник суперсерии и друг Третьяка

По эту сторону океана Драйден известен как вратарь сборной Канады в суперсерии-72 против СССР. Тогда он пропустил 19 шайб за 4 матча – и хотя его выступление нельзя назвать совсем провальным, за сборную он больше не играл.
Его визави по тем играм – Владислав Третьяк – считал его своим другом: «Мы с Драйденом не просто уважали друг друга. Мы по-настоящему дружили на протяжении десятилетий. Приезжая в Канаду, я постоянно встречался с Кеном, беседовал с ним на самые разные темы. Драйден в жизни был настоящим интеллектуал. Образованный, с широким кругозором и широким кругом интересов. С ним можно было поговорить не только о спорте, но и о том, что происходит в мире, как он меняется, как живут люди в разных странах. Кстати, и в воротах Драйден был успешен во многом за счет интеллекта».
Но, кстати, суперсерия была не первым выступлением Кена за сборную. Еще до дебюта в НХЛ он ездил на чемпионат мира со сборной Канады – в ту эпоху это считалось турниром не для профессионалов.
Драйден уходил из хоккея прямо посреди карьеры в НХЛ

Вместе с «Монреалем» Кен шесть раз становился чемпионом, но и здесь есть уникальная история. В промежутке между вторым и третьим Кубком Стэнли вратарь умудрился выпасть на год из хоккея.
Летом 1973-го, сразу после очередного титула «Канадиенс», у Драйдена закончился контракт. Условия «Монреаля» показались Кену, только что взявшему не только кубок, но и первую «Везину», недостаточными. И в сентябре Драйден ушел… нет, не из «Монреаля» – вообще из хоккея! Кен стал обычным клерком в юридической фирме «Ослер, Хоскин и Харкорт» в Торонто с зарплатой 135 долларов в неделю. Драйден не приехал в тренировочный лагерь и пропустил сезон. За это время он получил юридическую степень в университете Макгилл в Монреале.
Хоккейный же «Монреаль» пропустил за регулярку на 56 шайб больше, чем годом ранее, с Кеном, и вылетел в первом раунде плей-офф от «Рейнджерс». Конечно, после этого «Канадиенс» переоценили ситуацию и выдали клерку новый контракт.
Карьера Драйдена была короткой: всего семь полных сезонов плюс легендарный первый, с шестью матчами в регулярке. Тем не менее этого хватило для личного музея наград. Кена было легко запомнить по стойке: высоченный для тех времен голкипер, он опирался в паузах на клюшку, на которой складывал руки сверху и клал подбородок. Точно так же делал и Жорж Везина за 60 лет до него. Именно в такой позе Драйден и запечатлен в Зале хоккейной славы, куда его включили в 1983-м – в первый же год, когда это стало возможным.
Жизнь вне хоккея: книги, телевидение, наука и политика

У Кена была насыщенная жизнь и за пределами льда. Три раза Драйден был комментатором на Олимпийских играх – в 1980-м, 1984-м и 1988-м. В частности, работал во время знаменитого «Чуда на льду».
Вратарь уделял много времени образованию, но доктором наук так и не стал. Зато целых 7 университетов присвоили ему почетные степени – среди них Виндзорский, Йоркский и Британской Колумбии.
Сам же Драйден обнаружил в себе писательский талант. Еще во время хоккейной карьеры написал книгу «Хоккей на высшем уровне» о суперсерии-1972 (можно почитать на Трибуне – спасибо Квебеку). А когда Кен закончил с хоккеем – выпустил еще восемь книг. В их числе «В школе: наши дети, наши учителя, наши классы» про образовательную систему Канады и «Становясь Канадой» – о месте Канады в мире.
Эти книги органично вписались в другую, не менее успешную часть карьеры Драйдена – политическую. В 2004 году Драйден баллотировался в Палату общин от Либеральной партии и был избран от округа в Онтарио. Премьер-министр Канады Пол Мартин назначил Драйдена министром социального развития страны. Этот пост Кен занимал до февраля 2006-го.
После отставки Драйден объявил о вступлении в борьбу за руководство Либеральной партией, которая должна была выбрать нового главу на смену Мартину. Но не преуспел: на первых выборах стал пятым, а на вторых – последним. В конце концов Драйден поддержал Стефана Диона, который и выиграл выборы.
Больше побед в жизни Драйдена не будет. Прощай, легенда.
Фото: East News/Ryan Remiorz/The Canadian Press via AP, File, AP Photo, AP Photo/Ron Frehm, AP Photo/Harry Harris, AP Photo/The Canadian Press, Andrew Vaughan; David Cooper/ZUMAPRESS.com/Global Look Press