
Реакция Андрея Савина.

Я большой фанат Наиля Умярова при Деяне Станковиче. Он незаменимый игрок для структуры (2348 минут в прошлом сезоне, прежде ни разу не пробивал 1500), союзник Эсекиэля Барко в продвижении благодаря проникающим передачам из глубины и готовности комбинировать и клей команды без мяча.
Я понимаю, почему некоторые болельщики негодуют из-за его непопадания в сборную. Он один из лучших опорников прошлого сезона и заслужил первый в карьере вызов. Но плохо сформулированные попытки «Спартака» заступиться за своего игрока выглядят забавно.
По мнению клуба, Умяров должен быть в сборной, потому что он:
● лучший по количеству минут на поле;
● лучший полузащитник по количеству удачных ТТД;
● лучший полузащитник по количеству точных передач;
● лучший полузащитник по возвратам мяча;
● лучший игрок «Спартака» по пробегу.
Очень плохая попытка разговора по фактам. Окей, количество минут в очередной раз подчеркивает важность Умярова для Станковича, но никак не объясняет, почему он должен вызываться в сборную. Владислав Саусь из «Балтики» или Егор Тесленко из «Рубина», которые отыграли те же 540 минут в РПЛ, по такой логике тоже должны быть в сборной. Их команды даже выше «Спартака» в таблице.

Количество точных передач слабо говорит о ценности футболиста при владении. Да, это косвенно свидетельствует о его большой вовлеченности в игру, но не затрагивает другие важные аспекты, отражающие степень влияния на атаку/преодоление прессинга.
Пресловутые ТТД имени Александра Бубнова – самый забавный фрагмент. Непонятно, что за ними скрывается. Банальный подсчет удачных приемов мяча и передач выглядит тотальным упрощением. Получается, если команда намеренно не владеет мячом и совершает меньше ТТД, она хуже и не достойна представительства в сборной?
Ссылаться на пробег – вообще дурной тон, потому что обычно он ни о чем не говорит. Помимо пройденных километров важна дистанция на спринтах, количество ускорений и торможений. Клуб пытался выделить Умярова, но даже по установленным критериям он уступает конкурентам за место в сборной – Данил Глебов и Матвей Кисляк пробежали минимум на 5 км больше.
В итоге наброс «Спартака» выглядит дешево и толком не объясняет ценность Умярова для команды, а ведь она значительна.
Без него «Спартак» не сможет атаковать, что доказала весна-2025. «Оренбург», «Рубин», «Махачкала», «Ростов» закрывали Умярова персональной опекой, вынуждая соперника продвигать мяч через центральных защитников или Эсекиэля Барко. В итоге аргентинец распылялся на работу в подготовительной стадии и утратил яркость впереди, а вся игра свелась к навесам Маркиньоса.

Умяров хорошо отрезает линии из глубины (так отдал с левой на Угальде перед вторым голом «Зениту»), постоянно ищет варианты между линиями, разбрасывает диагонали и комбинирует в полуфланге.
А еще при Станковиче он сильно прибавил в обороне. Наиль дисциплинированно прессингует, цепко вгрызается после потерь, считывает структуру соперника, за что получил от Станковича сравнение с компьютером (так накрыл розыгрыш Данила Глебова и Даниила Одоевского дома с «Ростовом»), подчищает за восьмерками и защитниками после верховых дуэлей и выдвижений на чужую половину, собирает подборы, останавливает контратаки.
Почему «Спартак» не обратил внимание на это? По передачам в финальной трети Умяров – серьезный конкурент для атакующих полузащитников, вингеров и форвардов и один из лидеров по обострениям из глубины.

Почему Умяров все-таки не в сборной?
Объяснение главного тренера Валерия Карпина: «Мы продолжаем следить за Наилем, видим его работу и прогресс. Но на позицию в центре в сборной высокая конкуренция. Вызваны Кисляк, Глебов и Черников. Все они находятся в хорошем состоянии, показывают качественный футбол. Этот выбор обусловлен конкуренцией между игроками и больше ничем».
Трудно сравнивать Умярова, Глебова, Кисляка и Черникова, потому что из них только Глебов играет в клубе роль, нужную Карпину в сборной (садится третьим центральным при обороне). При Станковиче Наиль большую часть времени провел на позиции опорника в 4-3-3, но никогда не опускался третьим ЦЗ, а в последнее время «Спартак» вообще играет с тройкой защитников и четверкой полузащитников.
Другой вопрос, что ту же роль не исполняют ни Кисляк, ни Черников. В ЦСКА Матвей закрывает центр в паре с Иваном Обляковым в 4-4-2, Черников второй сезон играет восьмерку и открывается в штрафной вторым темпом (сейчас в «Краснодаре» за розыгрыш в глубине отвечает Дуглас Аугусто, а в прошлом сезоне – Кевин Ленини).
Кисляк сбалансированнее остальных: хорош в продвижении, включениях вперед и готов к работе сзади. Глебов и Черников уступают Умярову на мяче, но сильнее в обороне. Игнор Умярова в сборной резонно вызывает вопросы: он стабилен больше года и заслужил хотя бы знакомство с требованиями Карпина. Но аргументация «Спартака» страннее: она вообще ничего не говорит о важности Умярова.

Фото: Stupnikov Alexander/spartak.com, Edgar Breshchanov/Global Look Press, Stupnikov Alexander/spartak.com/Global Look Press