
Данная практика впервые была применена в США в 1950-х годах и со временем получила распространение за рубежом. Тем не менее, именно в Японии такое размещение зеркал стало особенно распространённым и приобрело собственное название fender mirror (зеркало на крыле), которое закрепилось в повседневном языке у автомобилистов.
Главной причиной популярности зеркал на крыльях в Японии были не только традиции или дизайнерские решения, но и законодательные требования. До начала 1980-х годов установка зеркал именно в таком положении была обязательной по японским нормативам. Почему это решение считалось оптимальным? Основной плюс заключался в улучшении обзора для водителя. Такая конструкция позволяла охватывать больше пространства вокруг автомобиля без необходимости активно поворачивать голову, что положительно сказывалось на безопасности движения.
К тому же, зеркала не выходили за габариты кузова. Это было особенно важно в Японии с её узкими дорогами и активным движением мопедов и велосипедов. Подобное размещение минимизировало риск повреждения и облегчало маневрирование другим участникам дорожного потока.
Почему производители отказались от такого варианта? Хотя зеркала на крыльях обладали рядом плюсов и выглядели стильно, у них были и серьёзные минусы. Главный из них – рост производственных затрат. Чтобы добиться гармоничного дизайна, зеркала приходилось разрабатывать в комплексе с крыльями, что усложняло процесс сборки и увеличивало конечную стоимость.
С развитием технологий и ужесточением требований эти зеркала постепенно уступили место более практичным аналогам, которые крепятся на дверях. Кроме того, когда японские машины стали активно поставляться на глобальный рынок, производителям пришлось выпускать разные модификации машин – для Японии и зарубежных покупателей. В результате себестоимость производства возросла, а процесс – от разработки до техобслуживания – стал сложнее.
Окончательный уход от зеркал на крыльях был связан с вопросами защиты пешеходов. Исследования показали, что при наезде выступающие вперёд зеркала увеличивают риск тяжёлых травм. Это заставило автопроизводителей убрать все лишние элементы с передней части кузова, чтобы снизить опасность для людей.