В фильме Эльдара Шенгелая армянин в исполнении Юрия Стоянова отправился в Азербайджан

Fine-news 3 часов назад 29
Preview
В фильме Эльдара Шенгелая армянин в исполнении Юрия Стоянова отправился в Азербайджан

4 августа в Тбилиси на 93-м году жизни скончался классик советского и грузинского кино, народный артист СССР, кинорежиссер Эльдар Шенгелая. Самые известные его фильмы — «Мачеха Саманишвили», «Белый караван», «Голубые горы, или Неправдоподобная история». Он пережил на пять лет своего младшего брата, кинорежиссера Георгия Шенгелая, визитной карточкой которого навсегда останутся «Мелодии Верийского квартала».

Их отец Николай Шенгелая был кинорежиссером, снявшим «Элисо» и «Двадцать шесть комиссаров». Мама — божественная актриса Нато Вачнадзе, которой до сих пор гордится Грузия. В 1950-е Эльдар поехал в Москву, поступил во ВГИК, куда позднее отправится и его младший брат Георгий. Прежде чем вернуться домой, на «Грузия-фильм», Эльдар два года набирался опыта на «Мосфильме».

Он начинал снимать со своим однокурсником Алексеем Сахаровым, позднее снявшим фильмы «Коллеги» и «Барышня-крестьянка». Вместе они сделали «Снежную сказку» и «Легенду о ледяном сердце». Шенгелая работал с начинающим Резо Габриадзе, снял по его дипломному сценарию «Необыкновенную выставку». За картину «Голубые горы, или Неправдоподобная история» в первые годы перестройки он получил Госпремию СССР.

В 1964-м черно-белый «Белый караван» о чабанах, который Эльдар Шенгелая снял с товарищем и вгиковцем Тамазом Мелиава на «Грузия-фильм», участвовал в главном конкурсе Каннского кинофестиваля. Тогда «Золотую пальмовую ветвь» получили «Шербурские зонтики» Жака Деми. А наряду с «Белым караваном» в конкурсе участвовал Георгий Денелия с «Я шагаю по Москве». Вместе с актрисой Галиной Польских они вошли в состав советской делегации. А Шенгелая в Канны не выпустили. Таково было решение Госкино СССР.

Одну из главных ролей в «Белом караване» сыграла жена Эльдара Шенгелая — Ариадна Шенгелая, звезда советского кино. В 2019-м в Каннах, но уже в программе «Каннская классика», вновь показали специально отреставрированный «Белый караван». Тамаз Мелиава к тому времени уже умер.

Эльдар Шенгелая был большим другом Рустама Ибрагимбекова. До последнего он поддерживал дружбу с российскими кинематографистами, какими бы сложными ни были взаимоотношения между странами. Шенгелая был активным участником Форума национальных кинематографий в Москве, которым руководил Ибрагимбеков, и куда приезжали Кира Муратова, Роман Балаян, Актан Абдыкалыков, Шарунас Бартас, Георгий Шенгелая. А когда в Тбилиси проходили дни российского кино, тоже всячески помогал. Единого кинематографического пространства постсоветских стран уже не существовало, и это была едва ли не последняя соломинка, за которую надо было держаться.

Уже в зрелом возрасте Шенгелая снял по сценарию Ибрагимбекова «Кавказское трио», российско-грузино-испанский проект. Роль армянина, приехавшего в Баку, сыграл Юрий Стоянов, азербайджанца — Гога Пипинашвили, грузина — Баадур Цуладзе. По сценарию молодой актер из Баку переезжает в Москву и по настоянию отца-армянина решает сменить азербайджанскую фамилию на армянскую. «Нам важно было снять картину, которая не возмутила бы ни тех, ни других, — рассказывал тогда в нашем интервью Рустам Ибрагимбеков. — Межгосударственные конфликты рано или поздно рассасываются. Существует много причин, почему они продолжаются. Нельзя восстанавливать один народ против другого. Потом по приказу сверху скажут: «Миритесь!», а народы будут враждовать столетиями, потому что это процесс инерционный. Нам важно было, чтобы фильм снимал Эльдар, нужна была нейтральная фигура. Эльдар — мой товарищ, прекрасно понимающий суть проблемы. Помогал нам мой сын Фуад Ибрагимбеков, когда Эдьдар и операторы не смогли получить визу в короткий срок, а кинопроизводство ждать не могло».

Эльдар Шенгелая был очень порядочным и принципиальным человеком. Он обладал отменным чувством юмора, какой дарован грузинам от Бога. Героем его позднего фильма «Кресло» стал министр по делам беженцев, которому пришла гигантская посылка. В ней было черное кожаное кресло с пультом управления, благодаря которому события стали развиваться по непредсказуемому сценарию. С креслом министр жил душа в душу, и это был прямо-таки космический контакт. К контактам на самых разных уровнях всю жизнь стремился и Эльдар Шенгелая. Дружба и миролюбие были его главными принципами.

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'