
Разные производители называют систему динамической стабилизации автомобиля по-разныму. В Hyundai это VSM, в Honda именуют VSA, а в автомобилях BMW, Jaguar и Land Rover величают аббревиатурой DSC. Впрочем, большинство автомобилистов знает её под именем, используемым марками Audi, MercedesBenz и Volkswagen – «Electronic Stability Program» или просто ESP. Система стабилизации и контроля автомобиля появилась в результате дальнейшего развития антипробуксовочных механизмов.
Как результат, сегодня этот электронный помощник есть в большинстве современных автомобилей.
Зачем вообще нужна ESP и аналоги?
Когда автомобиль находится в движении, его компьютер (ESP) постоянно занимается анализом положения транспортного средства, считывая информацию с нескольких датчиков. Собираемая информация позволяет цифровому механизму принимать решения о корректировке тормозного усилия и его распределения между колёсами. Проще говоря, ESP выбирает, какое колесо должно притормаживать больше, а какое – меньше. Таким образом работа компьютера позволяет выравнивать автомобиль в процессе движения, предотвращая занос или движение боком.
Главный результат любой динамической системы стабилизации – хороший баланс транспортного средства. После массового внедрения ESP в конструкцию автомобилей, количество аварий среди легковушек упало почти на 30%. При этом среди кроссоверов и внедорожников статистика выглядит еще интересней: оснащение подобных машин ESP позволило снизить количество ДТП на 50%.
Можно ли отключать ESP при повседневной езде?
Учитывая всё сказанное выше, возникает другой вопрос: а зачем? В абсолютном большинстве повседневных ситуаций ESP – лучший друг автомобилиста. Компьютер делает вождение не только безопасней, но и приятней. А потому отключать эту систему забавы ради – быть врагом не только себе, но и окружающим. Тем более, что во многих современных легковых автомобилях полностью отключить ESP попросту невозможно. Подобная функция или специально не предусмотрена автопроизводителем (в целях безопасности), или реализована в ограниченной форме. В некоторых автомобилях ESP отключается сама при движении на низких скоростях (обычно до 50 км/ч). Но если дизайн автомобиля всё-таки позволяет ограничивать работу компьютера нажатием кнопки, не стоит забывать о том, что отключать ESP следует только в строго определённых ситуациях.
Когда может понадобиться отключение ESP летом?
На самом деле условий, когда может понадобиться отключение ESP, не так уж много. Если говорить конкретно про лето, то таких ситуаций по большому счёту три. Первая – это движение в горку по скользкой трассе, например, после дождя. В этом случае ESP отключают для большей плавности движения автомобиля. Более того, при подъёме в горку по скользкому асфальту при включенной динамической стабилизации риск заноса не только не снижается, но и растёт.
Вторая ситуация, когда может потребоваться отключение ESP – это движение по сложному покрытию. В нашем случае по грязи или песку. Отключать систему можно и на пересеченной местности, где колёсам нужно дополнительное усилие. Особенно актуальны подобные ситуации для тех, кто любит выбираться на природу или в сельскую местность. В этом случае ESP отключается для того, чтобы система не тормозила колёса, когда это не нужно и не провоцировала тем самым пробуксовку на рыхлой или скользкой поверхности. Кстати, по этой же причине ESP отключается зимой при движении по глубокому снегу. Если машины и вовсе застряла, то выключение ESP – обязательно.
Наконец, третья ситуация, когда ESP отключается летом – это потребность в «чистом» управлении. Правда едва ли такая потребность возникнет у большинства автомобилистов. А всё потому, что «чистое» вождение по большей части нужно только спортсменам-гонщикам для осуществления быстрого старта или дрифта. Динамическая же стабилизация не позволяет автомобилю делать ни того, ни другого.