В Москве показали балет о якутских алмазах

Fine-news 1 день назад 46
Preview
В Москве показали балет о якутских алмазах

Фестиваль «Золотая маска» в Центральном академическом театре Российской армии показал балетный спектакль Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) «Сияющий камень», выдвинутый на престижную национальную премию сразу по семи номинациям: как лучший спектакль в балете, как лучшая работа постановщика, за лучшие мужскую и женские роли, а также как лучшая работы композитора, художника по костюмам и по свету музыкальном театре.

Для спектакля композитор Кирилл Герасимов специально сочинил, музыку, отличающуюся мелодическим разнообразием. Что в балетном жанре довольно большая редкость Оркестр под управлением дирижера постановщика Павла Васьковского сопровождался звучанием национальных музыкальных инструментов в исполнении небольшого ансамбля музыкантов Театра Олонхо из четырех человек. Так что звучание оркестра в спектакле дополняли космические звуки национального варгана. Спектакль позиционируется, как «современная хореография с элементами классического балета в этнической стилистике”, где сама хореография вполне себе  традиционна. Да и вообще, перед нами довольно традиционный  балетный спектакль. 

Не очень много в спектакле, собственно, и национальных мотивов. Помимо камерного фольклорного ансамбля, который расположился прямо на сцене и звучит только в начале и конце длившегося без перерыва немногим более часа действия, из национального используется только поставленная по мотивам якутского фольклора легенда о возникновении якутских алмазов.

Тут сразу стоит оговориться, что поскольку алмазы в Якутии были впервые обнаружены в середине прошлого века, поэтому они не упоминаются в традиционном якутском фольклоре. Так что спектакль – чистая фантазия, в каком образе алмазы могли бы быть представлены в древних якутских легендах.

Итак, действие по либретто разворачивается в доисторическое время в трех мирах (верхнем, среднем и нижнем), населенных могущественными магами, духами и потусторонними силами, которым подчиняются космические стихи.

Фото: Департамент коммуникаций фестиваля и премии «Золотая Маска»







В начале балета появляются три танцовщицы в золотом, серебристом и металлического цвета костюмах с длинной бахромой. Это «удаганки» (шаманы) Верхнего (Золото), Среднего (Серебро) и Нижнего (Железо) миров, «которые решили создать нечто прекрасное, чтобы не было ему равного на всем свете» (читай якутский алмаз). В процессе танца этих трех персонажей и окружающего их женского кордебалета с бубнами, которые «камлали» (то есть шаманили, заклинали) о сотворении этого чуда «из пролитых ими слез, из благословения их песен» и появляется красавица Кытыаста Таас Куо, то есть девушка – Сияющий камень. «И не былей равных ни на небе, ни на земле».

«Камлали» и создавали девушку шаманки трех миров как раз под национальную музыку. Но, к большому сожалению, ансамбль из традиционных якутских инструментов играл только когда была эта первая сцена. А потом в действие включился оркестр, исполнявший музыку современного композитора. Если национальные элементы и были вплетены в сочинение Кирилла Герасимова, то минимально. 

Тем не менее были в этом спектакле интересные сценические паузы, придающие ему глубину и драматургическую напряженность. Например, как раз в тот момент когда должна появиться девушка – Сияющий камень и когда заканчивает играть фольклорный ансамбль, а оркестр ещё не вступает, и была одна из таких пауз, придающая сцене появления главной героине необходимую ей многозначность и таинственность. В это время с колосников, как будто с небес, и спускается в виде драгоценного камня в заключенной в нем девушке видеообраз главной героини, решенный средствами видеоконтента. И потом уже материализуется сама Девушка – Сияющий камень (выдвинутая на «Маску» Мария Кузьмина). 

Вообще, самое интересное в этом спектакле – это оформление: то как девушка-Сияющий камень материализуется в начале спектакля, а в конце превращается в алмаз. А также появляющийся в спектакле образ самого сияющего камня – овала-клетки из прутьев в которой находится героиня (сценограф Михаил Егоров, выдвинутый на маску художник по свету Иван Шандровский и художник видеоконтента Николай Ефремов).

Главный отрицательный персонаж – Боотур (то есть воин, богатырь) Нижнего мира Аар Дьаалы Ыйыста Хара (выдвинутый на маску Валерий Аргунов), который хитростью заманивает красавицу в ловушку и «увлекает в глубь земных недр», как и его свита, одетая в сверкающие серебром латы-куртки с гребнями ящеров на спине и рукавах, решены в балете излишне шаблонно. Отрицательный персонаж по законам жанра прорисован в балете лишь одной черной краской без всякой «светотени». Никакой сложности этот образ не несёт. Дуэты его с героиней несколько бесцветные и схематичные: богатырь встречает девушку, которая ему понравилась, она его отвергает и он её похищает… Такое лобовое решение значительно снижают уровень художественности и этого образа и всего спектакля в целом.

Фото: Департамент коммуникаций фестиваля и премии «Золотая Маска»







Схематичность вообще главная проблема балета «Сияющий камень». Все тут делается по правилам, как положено. Никаких неожиданностей зрителя не поджидает. В отношения героев не добавлено никаких оттенков и особенной глубины.

А вот богатырь и воин Верхнего мира Кюн Тыргылла Бухатыыр (Срыал Афанасье) решен куда интереснее. Отношения с ним якутской красавицы выстроены в красивых дуэтах с интересными и необычными поддержками, с элементами акробатики, явно заимствованными из фигурного катания.

Естественно богатыри вступают в схватку: «С той самой поры не затихает в мире вечная борьба тьмы и света, добра и зла. Взмолились удаганки трех миров к прародительнице Аан Алахчыын Хотун, чтобы остановила она эту беспощадную борьбу, уничтожающую всё живое. Взмахнула золотыми ветвями властительница и остановила движение времени. Превратила она Кытыаста Таас Куо, красавицу вызвавшую раздор  между подземным миром и небесами, в сверкающий бриллиант и подарила его людям» – повествует либретто. 

Сама идея использования в придуманной к спектаклю легенде о возникновении алмазов якутского эпоса интересна и перспективна (автор либретто Владислав Левочкин). Однако это никак не подкреплено в балете ни национальной пластикой, ни национальным своеобразием и колоритом спектакля. Ничего нового не предложили авторы не только в пластике, но и в драматургии.

Тем не менее драматургически хореография у Екатерины Тайшиной (выдвинута на маску в номинации лучший хореограф-постановщик) более или менее выстроена. У неё, как у прилежной ученицы, присутствует образная система, частично обрисованы персонажи. Но особой остроты драматургических моментов, и индивидуальной неповторимости в её балете пока нет. Она хорошо сочиняет танцы, но только в пределах традиции раннего российского современного танца. Основа её танцевальной лексики – классический танец с небольшими видоизменениями. Принципиальной новизны в такой хореографии нет, зато всё выстроено в традиции классического балетного спектакля. За образец взято «Лебединое озеро» в его советских редакциях: борьба темного и светлого начал и победа добра в эпилоге. Только всё это ещё более упростили.

Видимо именно свой простотой и традиционностью балет и привлек экспертов. Спектакль сделан так, что понятен даже самому не искушенному зрителю. А для такого бессловесного и элитарного искусства, как балет, подобная простота, скорее даже достоинство, чем недостаток. Пушкин как-то сказал, что «поэзия должна быть глуповата». Для балета, где все объясняется только языком жеста и танца, такая формула тем более справедлива. 

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'