
Совершенно точно: мы зашли внутрь Музея П.И. Чайковского, переступили порог, ощутили дуновение кондиционера — мы в помещении, но… Над нами не крыша, а московское небо! Таков антураж новой выставки «Чайковский. Прогулки по Москве». В год 185-летия Петра Ильича в его доме на Кудринской площади композитора оживили, и теперь он готов побродить по дневной и ночной столице со всеми желающими. Одним из первых под руку с классиком прогулялся корреспондент «МК».
Выставочное пространство поделено на «день» и «ночь» — стены одной из комнат окрашены в солнечно-желтую краску, а вторая — ночная синь. У первого стенда нас встречает сам Петр Ильич, неспешно шагающий возле Большого театра. Его оживили при помощи искусственного интеллекта, но при большом участии человека — работа нейросети далеко не совершенна и требует тщательной корректировки. Но все же получилось добиться эффекта живого Чайковского.
В юбилейный год композитора здесь решили в деталях рассказать о самом плодотворном периоде жизни Чайковского — он пришелся на 12-летнее пребывание в Москве. Здесь он состоялся как педагог, написал многие из своих лучших произведений, и тут же, гуляя под московским небом, черпал вдохновение — отсюда и основная идея «прогулочной» выставки.

Фото: Марина Чечушкова
Экспозицию логично разделили на девять разделов, где каждый отражает важный московский адрес из жизни композитора. Гуляя в компании композитора, мы можем себе представить, что испытывал Гений, о чем думал, что именно его вдохновляло. Но при этом каждый, как говорится, остается при своем… времени. Чайковский — на исходе XIX столетия, а мы — в нашем веке. Диалог эпох на выставке создан с помощью оригинальных документов и предметов, принадлежащих композитору и его ближнему кругу, старинным фотографиям, а также за счет работ современных художников, которые в живописи отразили важные для Чайковского места в Москве, но какими они предстают для обитателей столицы уже в 2020-е.
По приезде в Первопрестольную, поселился Петр Ильич недалеко от своего места работы, возле консерватории, на Кудринской площади. Он переехал в сюда сразу по окончании Санкт-Петербургской консерватории, став одним из первых композиторов с профессиональным музыкальным образованием, и его тут же пригласил на работу Николай Рубинштейн, отец-основатель Московской консерватории. Путь вдоль Большой Никитской и становится отправной точкой нашей прогулки. Здесь мы знакомимся с Чайковским-педагогом, который, помимо обожаемых всеми опер, балетов, концертов, был и автором пособий. Уникальный автограф по практическому изучению гармонии авторства Петра Ильича тому пример.

Фото: Марина Чечушкова
От Никитской рукой подать до Большого театра, где Чайковский впервые предстал как дирижер, руководя исполнением второй редакции «Черевичек». Но Большой театр — это не только опера, но и балет. Дирижерский опыт фантазийно отражает художник Даниил Чашечкин на портрете композитора, где он запечатлен во время управления оркестром. Рядом — балетная сторона вопроса, Серафима Пигида изобразила танцовщиц в балетных пачках, которые невольно ассоциируются с «Лебединым озером». Особенным украшением «уголка» стали прижизненные издания клавиров опер «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и балета «Спящая красавица», которые декорированы как настоящие произведения искусства.
Далее, минуя Дом Благородного собрания, где прошел первый авторский концерт Петра Ильича, Императорский Малый театр, где в 1879 году состоялась премьера оперы «Евгений Онегин», попадаем в сердце Москвы — Кремль. Виды кремлевских стен в разные времена года в наши дни показаны глазами ряда современных художников. А для Чайковского это место было особенным по двум причинам. В Грановитой палате в 15 мая 1883 года состоялось первое исполнение коронационной кантаты «Москва», которую Чайковскому заказала Коронационная комиссия, готовившая торжественную церемонию восшествия на престол Александра III, тут же, чуть ранее, 31 мая 1872 года на Троицком мосту (соединяет Кутафью и Троицкую башни — по нему всегда идем на мероприятия в Кремль) соорудили специальный навес, под которым исполнили Кантату к Политехнической выставке в Москве.

Фото: Марина Чечушкова
Следующую остановку делаем в районе Пречистенских ворот и любуемся храмом Христа Спасителя, после освещения которого Чайковский написал одно из своих самых ярких батальных произведений, увертюру «1812 год» — храм построили в благодарность Богу и в память о павших на Отечественной войне 1812 года.
Сквозь парки и окрестности Москвы, попадаем в гости к композитору. Здесь, помимо трогательных пейзажей «Старая Москва» Ксении Черномор и «Арбат» Виталия Ермолаева есть вишенка на торте, маленькая загадка. Венчает выставку живописная работа Марии Щербининой «Ландыши». После череды видов Москвы, калейдоскопа городских красок мы вдруг видим натюрморт с маленьким букетиком белоснежных крохотулек в чашечке. Почему так?

Фото: Марина Чечушкова
Оказывается, ландыши — любимые цветы Чайковского…