
Как только приходят теплые дни, театральный двор РАМТ, напоминающий колодец, становится игровым пространством. Звуки города, обрывки песен из несущихся по вечерней Москве автомобилей, самые неожиданные сигналы мегаполиса вторгаются в спектакли, делая их неповторимыми. К 80-летию Победы здесь поставили «Удивление перед жизнью» («Война глазами актера») по одноименной автобиографической прозе драматурга Виктора Розова.
Его имя навеки связано не только с историей РАМТ, где были поставлены многие пьесы, программно изменившие направление театра, но и с фильмом «Летят журавли» Михаила Калатозова. Это единственная отечественная картина, награжденная (в 1958 году) «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля.
Когда Розов писал сценарий, в частности сцену проводов Бориса на фронт, он вспоминал звуки оркестра в Кисловодске (в спектакле мы поймем почему) и как его самого провожали со 2-й Звенигородской улицы в Москве 10 июля 1941 года. Тогда Краснопресненская дивизия народного ополчения лавой плыла по ночному городу…
Многие фрагменты воспоминаний почти буквально воспроизведены в спектакле. Например, как любимая девушка, стоя перед зеркалом, поправляла волосы, когда Розов ей объявил об уходе в армию. Она беспечно спросит: «Да? Какого числа?..» И разговор перешел на другие темы.
Поставил спектакль режиссер-дебютант и актер РАМТ Алексей Мишаков, которого благословила на выбор великолепного литературного материала руководитель постановки Марина Брусникина. Сыграли в нем совсем еще молодые актеры: Данила Голофаст, Максим Заболотний, Семен Шестаков, Марк Нестер, Полина Каленова, Мария Денисова, Варвара Пахомова, Александр Трачевский. Все они поступили в труппу РАМТ в 2024 году после окончания ГИТИС, Щукинского института, Школы-студии МХАТ, ВТУ им. Щепкина… Кто-то из них успел сняться в кино, немного поработать в других театрах, в основном в студенческие годы. Сейчас они заняты в нескольких спектаклях РАМТ, но для многих именно «Удивление перед жизнью» — это возможность сыграть главную роль. Хотя как таковой ее здесь ни у кого нет. Есть общий хор, не соло. Здесь важны голоса всех персонажей — соседей, товарищей Розова. А он — один из них.
Виктора Розова сыграл недавний выпускник мастерской Юрия Бутусова Семен Шестаков, на которого обратили внимание еще в дипломных спектаклях гитисовского курса. В нем есть что-то от его героя, но не физиономического свойства. Александр Трачевский проявил себя не только как актер, но и как аранжировщик вокальных номеров. Его музыка прозвучала наряду с произведениями Чайковского и Штрауса.
Про Виктора Розова худрук РАМТ Алексей Бородин как-то сказал: «Человек как будто неконфликтный, он был очень жестким в плане нравственных понятий. Характеры его героев были многогранны, но Розов всегда знал, на чьей он стороне».
В создании спектакля помогал его сын, режиссер Сергей Розов, который многое знает об отце, чем не всегда отличаются наследники великих, и это помогло погружению в материал.
Виктор Розов был актером, и теперь молодые и современные ребята РАМТ, три девушки и пять юношей, играют актеров Театра революции, которых война застала на гастролях в Кисловодске. Она показалась им чем-то необычным, приключением, и первая реакция была странной, даже радостной. Они пошли в кафе-мороженое отмечать событие… Розов потом попытался понять этот феномен, почему они так восприняли надвигающуюся трагедию.
В выходящих во внутренний двор окнах появляются прекрасные девушки, легкие и беззаботные. Они спускаются к зрителям, устраивают чаплиновскую клоунаду, примеряя пальто, висящее на перекладине. Художник Лилия Баишева минималистично подошла к решению пространства: одежда на вешалке, деревянные помосты под ногами — только самое необходимое и легко поддающееся трансформации. Здесь больше срабатывает магия стен, окружающих театральную площадку.
Получив ранение в своем единственном бою, потеряв почти всех товарищей, Розов оказался в госпитале, расположенном в церкви во Владимире. Туда его доставили истекающим кровью, везли шесть суток. Ему готовы были ампутировать ногу, но в итоге ее удалось спасти. Мы видим происходящее в госпитале, куда доставляют солдат без рук и ног, которые не хотят жить… Но как не верить в жизнь, когда ты спасен, и тебя врачи приглашают не на перевязку, а на скромное торжество по случаю Нового года.
«Я не умер! Хотя, как я узнал позднее, по дежурству передавали: «Розов сегодня умрет, вы его перенесите туда…» — эти строки воспоминаний прозвучали со сцены, как гимн жизни. Доктор исполнила желание своего пациента — и напекла ему пирогов, и сварила компот. Звали ее Мария Ивановна Козлова (ее сыграла чудесная и очень талантливая Полина Каленова). А Розов разделил пиршество с товарищами — даже кому-то из зрителей достанется половинка пирожка.
У Розова есть воспоминания о Козловой, которые в спектакль не вошли, но интересны в ретроспекции роли. В 1946-м почтальон принес письмо, адресованное его умершему отцу, в котором Мария Ивановна интересовалась судьбой сына: жив ли он, чем занимается… Так Розов узнал, что, пока он лежал в госпитале, отец вел с врачом переписку.
Спектакль получился искренним, порывистым, каким только может быть у тех, кто начинает. Им не всегда хватает мастерства, твердой режиссерской руки, но обаяние молодости, жажда играть восполняют издержки неопытности.