
Пересказать сюжет и понять магию фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона» с Брэдом Питтом и Кейт Бланшетт очень сложно. И если вы ни разу его не видели, но оказались здесь, давайте быстро проговорим.
По сценарию в 1918 году в Новом Орлеане рождается мальчик, похожий на старика, и начинает молодеть, а не стареть. В 1941-м в Мурманске он встречает Элизабет Эбботт (Тильда Суинтон) и у них случается скоротечный роман.
В фильме почти нет спорта (можно вспомнить только, что буксир, где работает Баттон, называется «Челси»), но Эбботт рассказывает Баттону, как в 19 лет она попыталась переплыть Ла-Манш и не смогла. И больше не пыталась. Но спустя почти полвека Бенджамин видит, что она сделала это, проведя в воде больше суток.

Мы изучили и этот сюжет из фильма, и заплыв между Англией и Францией. Почитали рецензии, еще раз посмотрели кино и поговорили с Натальей Панкиной – первой россиянкой, кому это удалось в августе 2007 года.
Ла-Манш – это Эверест в плавании на открытой воде. Как его покоряли женщины
Вплетенный в кино сюжет о пловчихе Эбботт рифмуется с реальной историей Гертруды Эдерле – первой женщины, переплывшей пролив между Англией и Францией со второй попытки. Вот только у реальной пловчихи разница между заплывами составила один год (1925 и 1926), а в кино Эбботт добивается успеха спустя почти полвека, предприняв попытки в 19 и в 68 лет.
Что интересно, Эдерле стартовала во Франции и вышла из воды в Кингсдауне (Великобритания). А создатели фильма, вероятно, ориентировались на современную практику покорения Ла-Манша и указали, что Эбботт закончила маршрут в Кале (Франция). С 1995-го Ла-Манш можно переплыть только со стартом в Великобритании.
Заплыв от Англии до Франции давно вплетен в спортивно-туристическую индустрию. И если вы идете за достижением, вам нужны не только тренировочные, но и финансовые объемы. Необходимо оплатить услуги «лоцмана», который составит для вас маршрут, будет сопровождать на катере во время заплыва. И что самое важное – поможет стартовать в нужный день и в нужном направлении.

«В Дувре есть место под названием Шекспир-Бич, – рассказывает Панкина, – пляж протяженностью около километра. Все стартуют оттуда. По правилам старт находится там, где за твоей спиной нет воды, а финиш – когда воды нет перед тобой.
Люди, которые ведут лодку сопровождения, делают свои расчеты. За два-три дня до старта спрашивают, какое количество метров ты проплываешь за один час. В зависимости от этого рассчитывают время и место старта – где именно ты должен встать на пляже, чтобы поймать течение. То есть все стартуют с Шекспир-Бич, но из разных мест.
Мне делали английскую визу. Полиция у берега Франции к нам не подплывала и вопросами незаконной миграции не интересовалась. Лодка, которая нас сопровождала, принадлежала так называемой English Channel Crossing Association (по условиям, Ассоциация действительно дает возможность пловцу фактически попасть на территорию Франции, но гарантирует, что он незамедлительно покинет ее на этом же катере – Спортс’‘).

У всех, кто там работает, лодки должны быть прикреплены к ассоциации и сертифицированы. На пути они переговариваются с другими кораблями. Там же и танкеры плавают, и если происходит встреча, то останавливаемся мы, а не они.
Думаю, что в плавании на открытой воде это можно сравнить с Эверестом у альпинистов. Есть такая штука, как Oceans Seven. Это набор из заплывов на разных континентах: Гибралтар, пролив Кука в США и так далее, но Ла-Манш считается самым престижным, потому что он собирает все. Ты просто заходишь туда и не понимаешь, какие сюрпризы преподнесет погода. Будет штиль – хорошо, нет – сражайся с тем, что есть».
Героиня фильма сходит с дистанции – как часто это бывает в реальности
В кино Эбботт очень ярко рассказывает, как не смогла с первого раза: «Течение в тот день было таким сильным, что с каждым гребком вперед меня отбрасывало назад. Я провела в воде 32 часа. И когда я была в двух милях от Кале, пошел дождь. Я не могла плыть дальше и просто остановилась. Все спрашивали меня, попытаюсь ли я снова, но я не стала. После этого я ничего уже не делала со своей жизнью».

Наталья Панкина рассказывает, что смотрела фильм не единожды, больше обращала внимание на главного героя, но при первом просмотре опознавала берега Дувра в Великобритании. И что ей случалось общаться со спортсменками, которые не смогли доплыть.
«Мне рассказывали истории, когда пловцы останавливались за 200-300 метров до финиша, уже видели людей на берегу, но встречали течение и не могли доплыть. Просто стояли на одном месте час-два и снимались. Пример из моих знакомых – Алимпиада Голубцова (Алла Кассиди), которая стала второй русской женщиной, переплывшей Ла-Манш. По факту она должна быть первой, потому что я плыла в августе, а она делала попытку в июле. Но она сошла. Плыла десять часов, пока ей не сказали, что течение сильное и плыть нужно будет еще чуть ли не 20.
Мы плывем в самой узкой части канала из Дувра до Кале. Если плыть от Дувра вверх и тебя снесет течением, то окажешься в открытом океане. Когда уносит за определенный угол от берега, тебя снимают, потому что смысла уже нет.
Я плыла более-менее прямо, но на последних пяти километрах попала во встречное течение от берега. В результате вместо 34 км по самой короткой прямой у меня получилось около 39, причем именно последние 5 превратились в 10. Итог: 8 часов 11 минут. Хотя сначала я опережала мировой рекорд у женщин. Но когда я приехала на Ла-Манш, знала, что доплыву.
Спонсоры сказали: «Задача-минимум – доплыть, задача-максимум – установить рекорд». От этого у нас даже бонусы зависели, и мы ждали идеальных условий.

Обычно плывут с середины мая и до конца сентября. Но лучше всего – с середины августа до середины сентября. В это время вода максимально теплая – 17-18 градусов».
«Никогда не поздно быть тем, кем хочешь быть». В чем вообще смысл этой линии в фильме?
Роман Баттона и Эбботт в целом становится сюжетным дополнением, а эпизод с Ла-Маншем теряется на фоне трех часов Брэда Питта. В таких случаях принято козырять интересными фактами, но конкретно здесь получится действительно открытая вода. Актриса Тильда Суинтон не увлекалась плаванием, не тонула во время съемок и не брала уроки у Ребекки Эдлингтон – британки, ставшей олимпийской чемпионкой в один год с выходом фильма.
Кинокритики объясняют сюжет с Эбботт аллюзией на одну из главных фраз фильма: «Никогда не поздно быть тем, кем хочешь быть». Младенцы в своей беспомощности равны старикам, смерть может обрушиться на любого, и часы, которые идут в обратную сторону, не сильно отличаются от обычных. И вот Эбботт достигает самой важной цели в жизни в 68 лет.
– Это вообще реально? – еще один вопрос для Натальи, которая сейчас обучает людей марафонскому плаванию в ОАЭ.
– У меня есть спортсмен, которому 53 года. Он проплыл 29 км. В следующем году цель – попробовать себя в эстафете Ла-Манша, а через два года, в 55, хочет переплыть канал. Я считаю, что это просто цифры. На «Медном всаднике» полную дистанцию сделал мужчина, которому 82 года. Если ты готов физически и морально, почему нет?
– У современных пловцов есть какие-то преимущества на фоне тех, кто штурмовал Ла-Манш в XX веке?
– Тут есть традиция: купальник должен быть из обычной ткани. Можно брать наши Power Skin, но они должны быть выше колена и не закрывать плечо. В таком купальнике Ла-Манш переплывал первый человек, кто это сделал, капитан Уэбб.
Шапочки стали более красивые и обтекаемые, очки тоже. И очень сильно изменилось питание. Если раньше там был бульон, какая-нибудь котлетка, бананчик, арахисовое масло, сэндвич, то сейчас – изотоники, электролиты, протеин, гели – все продумано.

– Обязательно ли смазываться жиром, чтобы сохранять тепло?
– Я буквально сегодня разговаривала с моим тренером и выложила статью в телеграм-канал о советском плавании на дальние дистанции.
Был такой спортсмен Искандер Файзуллин, который позже стал врачом и тренером. Он создал мазь на основе бараньего жира с воском, а мой тренер ее дорабатывала. Бараний жир очень вонючий, она добавляла туда говяжий и немного какао, чтобы перебить запах. Не помню пропорции, но эта мазь существует еще с 50-х. Они тогда плавали на 100-150 км, переплывали Амур, мне даже случалось как-то ее готовить с Ларисой Ильченко в Волгограде (при заплыве через Ла-Манш допускается отдельная сертифицированная мазь – Спортс’‘).
– Что, если человек решит переплыть Ла-Манш без катера и без еды?
– Береговая полиция его остановит. Это реально опасно. Там очень сильный трафик, ходит много кораблей, которые могут просто пройти по тебе.
– Сколько бы вы заложили времени для подготовки к Ла-Маншу, если к вам придет человек, который может проплыть 500 метров в бассейне?
– Минимум два года. Во-первых, нужно проработать плечи. Начнешь давать объем, сразу полетят. Во-вторых, обязательно закаливаться – это происходит не за один день.
Потом нужно не просто плавать на длинные дистанции на тренировках, а участвовать в соревнованиях. Сначала 5 км, потом 10, потом еще длиннее – и так дойти хотя бы до 30 км. Проплыть эту дистанцию хотя бы просто в теплой воде, чтобы сделать этот объем.
– Лыжники и биатлонисты часто на финише падают без сил, бегуны могут даже поулыбаться. Что происходит с пловцом в первую минуту после финиша, когда вы плыли 8 часов?
– Я вылезла, подняла руки, потому что лодка не доходит до берега метров сто. Мне сказали, что все зафиксировано, и я вернулась обратно. Была безумно голодной и просто попросила поесть. Ела все твердое: сэндвичи, бананы, огурцы. Все вместе непонятным винегретом. Когда наелась, легла спать и спала, пока мы ехали обратно.

***
За роль Элизабет Эбботтт Суинтон получила премию «Сатурн» как лучшая актриса второго плана. Их прогулки с Бенджамином Баттоном по улицам Мурманска 1941-го часто относят к киноляпам, так как город подвергался бомбардировкам и такого уличного освещения, как в фильме, там быть не могло.
За полчаса до конца фильма герой Брэда Питта случайно увидел в кафе выпуск новостей, где рассказывали, как Эбботт все-таки смогла: «Старейшая из женщин, когда-либо пытавшихся переплыть Ла-Манш, прибыла сегодня в Кале. Время заплыва – 34 часа, 22 минуты и 14 секунд».

Далее к Эббот подходят репортеры, при этом, по легенде, к Гертруде Эдерле как раз подошли сотрудники миграционной службы и попросили документы.
На вопрос корреспондента «как бы вы сами охарактеризовали это достижение?» героиня фильма ответила: «Я полагаю… нет ничего невозможного».
Фото: vk.com/nata.pankina