
Для заслуженного музыкального пенсионера мистер Старр, прямо скажем, слишком суетится. В начале года он выпустил новый альбом, а потом отправился хоть и в небольшой, но все же динамичный тур по Америке. Не исключено, что давний «битловский» призыв «все, что тебе нужно, это любовь» в возрасте Ринго Старра обретает особый смысл. И любви вокруг музыканта по-прежнему в избытке.
— Как вы находите Америку?
— Летим до Гренландии, потом сворачиваем налево.
Ответ Ринго Старра на вопрос американских журналистов в начале первого вторжения The Beatles в Штаты в 1964 году, возможно, стал для янки чем-то вроде мастер-класса по парадоксальному английскому юмору. Ринго был и остается большим мастером по части шуточек, что, конечно, полезный навык в ситуации, когда ты один из «битлов». Но умение Старра посмеяться над фанатскими истериками, провозглашенным величием, непомерными амбициями, в общем, всем тем, что весьма ярко проявлялось в карьере ливерпульской четверки, сочеталось с невероятной трудоспособностью и талантом находить компромиссы.
Наверное, такой набор личных качеств в случае с Ринго не является чем-то удивительным. Рожденный в семье пекарей Ричард Старки в детстве целый год пролежал в больнице с перитонитом, а потом два года не ходил в школу (так и не окончив ее) из-за туберкулеза. С учетом возможностей британской послевоенной медицины все это вполне можно назвать сражением за жизнь, и нужно признать, что уже во времена, когда музыкант был богатым и знаменитым, судьба подбрасывала ему поводы снова проявить характер.
Ричард Старки стал Ринго Старром, когда под впечатлением от американского кантри собрал свою первую группу Raging Texans. Носить фамилию Старр для музыканта, конечно, куда круче, чем Старки, а прозвище Ринго ему подарили друзья по банде за пижонский прикид и кольца на каждом пальце. Позже была команда Rory Storm & Hurricanes, настоящие короли неформального Ливерпуля, группа, в которой Ринго набарабанил на Ford Zodiac, страшно крутую тачку по тем временам. Но когда музыкант познакомился с «битлами», стало ясно, что они друг другу подходят.

Фото: ru.wikipedia.org
Армия фанатов Старра, наверное, уже смирилась с тем, что Ринго то и дело называли и называют очень средним ударником. «Ринго не был лучшим барабанщиком в мире. Откровенно говоря, он не был даже лучшим барабанщиком в Beatles», — заметил как-то в шутку Джон Леннон. Легендарный продюсер Джордж Мартин, который помог песням «битлов» стать глобальными хитами, на полном серьезе поменял Ринго на сессионного барабанщика в ходе первых студийных записей. А Пол Маккартни в пылу работы над Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, одним из самых значительных «битловских» альбомов, заново записал несколько ударных партий Старра, чем тоже прошелся по самолюбию музыканта.
Но все это не отменяет того, что Ринго часто выполнял в группе роль цемента, державшего вместе, по крайней мере некоторое время, бунтаря и философа Леннона, медитирующего Харрисона и вечно голодного на большие дела Маккартни. Трудно переоценить значимость Старра во времена, когда группа начала собирать довольно большие залы. У музыкантов той эпохи не было ушных мониторов, слышали они только гул толпы, поэтому ритм барабана являлся для них практически маяком. Именно невозможность хорошо озвучивать большие площадки и стала одной из причин, по которой The Beatles прекратили концертную деятельность. В режиме «каждый за себя» музыканты проявили себя по-разному, но сложнее всех сольная карьера далась именно Старру.
Находясь в группе, Ринго написал сам лишь две песни — Don’t Pass Me By и Octopus’s Garden, все остальные, где он выступает как вокалист, сочинили его коллеги. Но скромные композиторские способности не помешали Старру весьма резво взяться за сольные записи, и в семидесятых его альбомы продавались даже лучше, чем некоторые релизы Леннона, Маккартни и Харрисона. Однако в восьмидесятых Ринго превратился в безнадежное ретро, и ни одна из больших фирм грамзаписи не хотела с ним сотрудничать. Но трудолюбие, чувство юмора, а также умение находить соратников снова помогли музыканту преодолеть и творческий застой, и рок-н-ролльные зависимости.
В 1998 году в самый разгар дефолтных страстей Ринго первым из «битлов» приехал в Россию с двумя концертами. Есть промоутерская байка о том, что по дороге из Москвы в Петербург мистер Старр пришел в купе организаторов концерта и предложил вернуть свой гонорар, потому как узнал о финансовых трудностях приглашающей стороны. Видимо, великодушие далеко не всегда обходит рок-звезд стороной.
В начале этого года у Старра вышел двадцать первый по счету студийный альбом, он называется Look Up. Новый ажиотаж вокруг кантри оказался весьма кстати для песен, в которых Ринго в очередной раз признается в неравнодушии к этой музыке и, конечно, выдает свой фирменный набор: узнаваемый грув, расслабленная манера, love & peace.
В декабре прошлого года Ринго стал гостем Пола Маккартни на лондонском шоу его мирового тура. Две легенды исполнили Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band и Helter Skelter. Вместе и по отдельности оставшиеся участники The Beatles — 83-летний Пол Маккартни и 85-летний Ринго Старр — поддерживают память о временах, когда песни словно спускались с небес и объединяли миллионы людей. Наверное, все, кто поздравит сегодня Ринго с юбилеем, будут надеяться на то, что если будем вести себя прилично, то он обязательно возьмет нас на свою желтую подводную лодку. Там же есть все, что нам нужно…