
В дни, когда в Ивановской области проходит Международный кинофестиваль «Зеркало. Философия Тарковского», открылась весьма неожиданная выставка «Собака Тарковского». Одного названия достаточно, чтобы отправиться в галерею «Объект. Объект» на окраине Палеха.
Тарковский приезжал туда в 1976 году с фильмом «Андрей Рублев» и, по свидетельству очевидцев, произнес фразу: «Я хотел свет иконы показать через природу». Это произвело впечатление на московскую художницу Анну Кузнецову, которая в 1985 году оказалась в опустевшей квартире Тарковских на улице Пырьева неподалеку от «Мосфильма». Андрей Арсеньевич к тому времени уже уехал за границу. А его овчарка Дакус, по которой он «смертельно скучал», осталась на попечении тещи. «На 57-м году жизни к 90-летию со дня рождения Тарковского я сделала эту выставку», — объяснила Анна появление своего проекта «Tarkovsky`Dog». Она относит его к мистической экологии.
Чего-чего, а мистики в тот вечер хватало. По пути в Палех мы увидели деревянную постройку с гигантским портретом и надписью «Прости, Государь». Сам Палех словно вымер. Людей на улицах не было. Светился голубыми куполами старинный Крестовоздвиженский собор. А на окраине в неказистой советской постройке расположилась выставка, посвященная памяти Марины Тарковской, сестры режиссера. Туда приехали ее дочь Екатерина и внучка Милана.

Фото: Светлана Хохрякова
Скромная выставка позиционируется как мультимедийный проект, а себя Анна Кузнецова называет проводником металингвистических идей. С 2017 года она занимается «исследованиями в области философии животного». Дакус, лишившийся хозяина, не давал ей покоя. Так появился 14-минутный фильм, автор которого, не имея никаких кинематографических навыков, решился проследить некий ассоциативный ряд от «архива» Дакуса, реальной собаки Тарковского, до собаки как персонажа его фильмов.
Но это уже финал истории. А до него можно было познакомиться с выставкой. В центре на колонне, будто крест, установлена буква Т. Она как символ великого рода Тарковских. За ней — деревянная собачья будка «Дом Дакуса». Внутри — портрет ее обитателя. По замыслу Анны Кузнецовой, это реплика древнеримского храма во французском Ниме, отсылающая к финалу «Ностальгии».
Анна объясняет: «У Тарковского изба встала внутри руин средневекового аббатства, а Дакусу, чье имя начертано бронзовой краской на «фризе», как и его хозяину, предоставлено временное обиталище в селе Палех». Собака приравнена к режиссеру, поскольку Тарковский не раз сравнивал с ней художника как обладателя феноменального чутья.

Фото: Светлана Хохрякова
У колонны — саженец сосны, еще один отсыл, но уже к ожившему дереву в «Жертвоприношении». После того как выставку закроют, молодую сосну высадят в Палехе в память о приезде Тарковского.
На стенах — фотографии без авторства: портреты Тарковского, Олега Янковского после «Ностальгии», виды Рима — собор Св. Петра, Колизей, вилла Адриана, а также аббатство Сан-Гальгано, церковь на севере России, дореволюционный верстовой столб на Соловках и овчарка Санса Екатерины Тарковской. Есть еще овчарка Жулик, изображение которой относится к началу 1960-х, и рядом цитата Тарковского о том, что животное инстинктивно чувствует смысл жизни, а претензия человека в том, чтобы достичь абсолютного.

Фото: Светлана Хохрякова
Есть фото Марины Тарковской, точнее, ее рук с письмом от отца, поэта Арсения Тарковского. «Моя любимая и драгоценная мышь!» — так он называл дочь. На странице письма — рисунок собаки. Отец сообщает, что щенков никто не видел, потому что их мама, «очень веселая собака, спрятала их в подвале». Рядом — цитата Андрея Тарковского: «Познакомился с отцом Бертолуччи — известным поэтом. Он предложил прислать ему копию книги Арсения Александровича, чтобы перевести и напечатать его стихи».