
Ответ лежит на пересечении экономических факторов и культурных особенностей самой Японии. Импорт новых автомобилей в Россию сегодня обложен внушительными пошлинами, из-за чего покупка становится невыгодной. А вот “почти новые” автомобили, те, что уже выехали из автосалона и немного постояли на парковке, облагаются значительно меньшими сборами. Это делает их привлекательными как по цене, так и по состоянию: пробег у таких машин минимален, а техническое состояние почти идеальное.
Что касается Японии, то там личный автомобиль давно стал, скорее, элементом престижа, чем повседневной необходимостью. При высоком уровне жизни японцы могут позволить себе менять машины каждые три года, даже если те едва прошли обкатку. Более того, в крупных городах автомобильный транспорт зачастую уступает по удобству общественному. В итоге автомобили используются нерегулярно, чаще для выездов по выходным или во время отпусков, а остальное время они простаивают без дела.
В России пробег в 10 тысяч километров за год считается почти неощутимым, но в Японии такой показатель уже может считаться активной эксплуатацией. Там расстояния между населёнными пунктами меньше, инфраструктура развита, а отношение к автомобилю более осторожное. В результате, на японском вторичном рынке легко найти трёх- или пятилетний автомобиль, который выглядит как новый, с минимальным износом и ухоженным салоном, но владелец уже решил с ним расстаться.
На первый взгляд, это может показаться нелогичным, но причина кроется в особенностях японской системы обслуживания автомобилей. Один из ключевых факторов – обязательный техосмотр под названием “шакен”. Первые три года его можно не проходить, но затем наступает момент, когда машина должна быть официально переосвидетельствована. Стоимость этой процедуры может доходить до тысячи долларов и выше, даже если автомобиль технически безупречен. Для многих японцев проще избавиться от машины, чем тратить деньги и время на бюрократию.
Кроме того, международная логистика тоже влияет на внутренние цены. Ввоз машин возрастом от трёх до пяти лет в Россию и другие страны облагается сравнительно мягкими таможенными пошлинами. Это порождает ситуацию, при которой пятилетний автомобиль может оказаться на порядок выгоднее, чем двухлетняя модель, особенно если та – из следующего поколения, но с сомнительным качеством или ограниченной комплектацией. Подобная динамика прослеживается и в Южной Корее, где также активно избавляются от ещё довольно “свежих” машин в силу местных условий эксплуатации.
Рост налогов в Японии напрямую влияет на решение продать машину: чем старше авто, тем выше сумма ежегодных сборов. Именно поэтому многие переходят на гибриды и электрокары – для них действуют значительные налоговые послабления, что делает их эксплуатацию ощутимо дешевле.
Продать подержанный автомобиль в Японии легко и выгодно. Многие пользуются trade-in у дилеров, но всё чаще машины выставляют на онлайн-аукционы – там покупатели со всего мира, и цена получается выше. Такая система сбыта работает чётко и удобно, поэтому японцы без сожалений расстаются с машинами, которым всего несколько лет.
Это и формирует характер местного рынка: автомобили обновляются быстро, ведь процесс продажи отлажен, а выгода очевидна. В итоге японский автопарк остаётся молодым, а экспорт подержанных машин в другие страны, включая Россию, только растёт.