Когда-то запасное колесо было неотъемлемым элементом любого автомобиля. Сегодня же его отсутствие стало скорее нормой, чем исключением. Что произошло? Почему автопроизводители массово отказались от "запаски", и что делать водителю в случае прокола шины? Ответы на эти вопросы не столь однозначны, как кажется поначалу.
Одной из главных причин стал курс на удешевление производства. Как отмечает владелец сети автосалонов, производители ищут любую возможность снизить себестоимость машины. Удаление запасного колеса позволяет сэкономить как на самом изделии, так и на комплектующих, таких как крепления, домкрат и баллонный ключ.
Другим важным фактором стала борьба за снижение массы автомобиля. Уменьшение веса, пусть даже на 10-15 килограммов, может сыграть решающую роль при сертификационных испытаниях, в том числе по уровню выбросов. Легкие автомобили потребляют меньше топлива и выбрасывают меньше вредных веществ в атмосферу. Это особенно важно на фоне усиливающихся экологических стандартов, которые вводят власти многих стран. Автопроизводителям нужно соответствовать этим нормам, особенно учитывая, что не все покупатели готовы пересесть на электромобили.
Дополнительный бонус — освобождение пространства в багажнике. Без "запаски" и домкрата остаётся больше места для вещей, что особенно оценят водители в длительных поездках или путешествиях.
Вместо привычного запасного колеса в современные автомобили кладут, в лучшем случае, "докатку" — облегченную версию колеса, пригодную только для кратковременного использования. А иногда — и вовсе только ремкомплект. Некоторые модели комплектуются шинами типа RunFlat, которые позволяют продолжать движение даже при полной потере давления в покрышке. Однако и тут есть нюанс: такие шины рассчитаны максимум на 80-100 км, да и то при условии, что водитель не будет превышать скорость 80 км/ч. И если вы прокололи колесо далеко от города — этого может быть недостаточно.
Кроме того, RunFlat — это технология не для всех. Она применяется преимущественно в среднеценовом и премиальном сегментах. Бюджетные машины по-прежнему оснащаются обычными шинами и нередко вообще не имеют никаких средств экстренного ремонта.
Отказ от запасного колеса коснулся даже таких моделей, как Niva Sport от "АвтоВАЗа". В предыдущей версии у внедорожника запаска находилась под капотом. Но после установки более мощного двигателя пространство под крышкой занял силовой агрегат. Переносить колесо в багажник, который и без того не отличается вместительностью, инженеры не стали. В итоге в новой версии автомобиля отныне — только ремкомплект.
Водителю, столкнувшемуся с проколотым колесом вдали от цивилизации, остаётся рассчитывать либо на помощь проезжающих мимо автомобилистов, либо на свою предусмотрительность. Всё зависит от комплектации автомобиля.
Если в машине есть ремкомплект, он включает герметик, который закачивается в шину через вентиль и позволяет добраться до ближайшего шиномонтажа. Однако работает это только при незначительных проколах. Боковой порез герметик не спасёт.
Поэтому имеет смысл собрать собственный набор на случай экстренной ситуации:
герметик;
жгуты и клей;
шило с абразивной кромкой или рашпиль;
нож или кусачки;
компрессор или ручной насос.
Такой набор займёт немного места, но сможет выручить в критической ситуации и защитить подвеску автомобиля от лишней нагрузки при езде на спущенной шине.
Многие опытные автомобилисты, покупая новейший автомобиль, с удивлением обнаруживают отсутствие даже базовых инструментов. Раньше домкрат, баллонный ключ и полноценная запаска входили в стандартную комплектацию. Сейчас всё чаще покупатель должен самостоятельно докупить не только колесо, но и минимальные средства для ремонта.
Эта тенденция говорит о том, что производители перекладывают часть ответственности на владельцев. В эпоху, когда на первый план выходят нормы по выбросам, экономия и универсальность, такие перемены становятся логичными, хотя и не всегда удобными.