Что, если вы не угадали бы, где автомобилисты РФ накручивают больше всего километров за год? Москва — уже не лидер. И даже не рядом.
Исследование, проведённое директором агентства "Автостат" Сергеем Целиковым, показало неожиданного фаворита по среднегодовому пробегу автомобилей: Северный Кавказ. На основе данных с онлайн-классифайдов за 2022-2024 годы выяснилось, что автомобили возрастом от трёх до пяти лет в этом регионе проезжают в среднем 21,3 тысячи километров в год.
Внутри округа самые активные водители — в Чечне и Дагестане. Среднегодовой пробег в этих республиках составляет 24,3 и 23,5 тысячи километров соответственно. Это практически на 30% выше, чем средний показатель по РФ.
Чем объясняется такая активность? Здесь играет роль не только культура активного передвижения, но и высокая доля таксопарков, частных перевозок и межрегиональной мобильности.
Если сравнивать крупнейшие мегаполисы, то Петербург неожиданно обошёл столицу по средней годовой нагрузке на автомобиль. В городе на Неве владельцы трёх-пятилетних машин проезжают 19,5 тыс. км в год, тогда как в Москве этот показатель — 19,1 тыс. км.
Но еще выше значения в Московской области (20,2 тыс. км) и особенно в Ленинградской области — 20,9 тыс. км. Это может быть связано с более частыми поездками между городами-спутниками и дачными маршрутами.
На другом конце шкалы — Дальний Восток. Здесь автомобилисты проезжают значительно меньше: в среднем 13,6 тыс. км в год. Особенно выделяются Сахалин (12,6 тыс. км) и Приморский край (13,1 тыс. км).
Причины такого снижения варьируются от климатических и географических особенностей до структуры транспортной инфраструктуры. В ряде регионов более распространён общественный транспорт, а удалённость населённых пунктов снижает частоту поездок.
Средний пробег по РФ для автомобилей трёх-пятилетнего возраста составил 18,5 тыс. км в год. Некоторые регионы ощутимо отклоняются от этого значения.
Ниже среднего:
Самарская область — 17,5 тыс. км
Выше среднего:
Татарстан — 19,6 тыс. км
Крым — 19,2 тыс. км
Региональные различия отражают не только образ жизни, но и плотность дорог, логистические особенности и наличие крупных агломераций.
Северный Кавказ — неожиданно лидирует по пробегу, особенно Чечня и Дагестан.
Москва теряет первенство: столичный пробег уступает не только Санкт-Петербургу, но и пригородам.
Дальний Восток — явный аутсайдер, где авто эксплуатируются заметно реже.
Промежуточные регионы вроде Татарстана или Крыма стабильно показывают пробеги выше среднего.
Целиков подчёркивает, что анализ проводился на базе актуальных объявлений о продаже автомобилей, что позволяет сделать весьма точные выводы о характере эксплуатации машин в разных регионах.
Интересный факт: во многих странах среднегодовой пробег для легковых авто колеблется от 12 до 15 тыс. км. В РФ эта планка в ряде регионов заметно выше, что говорит о большей транспортной зависимости и общей протяжённости передвижений.