Не только гении способны складывать и вычитать трехзначные числа в уме. Даже небольшие дети, прошедшие обучение по программе ментальной арифметики, легко справляются с такими задачами. Рассмотрим особенности методики, ее преимущества и недостатки.
Для современных детей характерно клиповое мышление. Они часто испытывают трудности с концентрацией внимания, памятью и скоростью мышления. Одним из популярных способов комплексного развития интеллекта, тренировки логики и памяти стала ментальная арифметика. С ее помощью дети и взрослые учатся шустро выполнять устные вычисления.
Ментальная арифметика (менар) — это программа гармоничного развития интеллекта ребенка, основанная на системе устного счета без использования бумаги, карандаша и калькулятора.
В традиционной математике, которую мы изучаем в школе, дети опираются на предметный счет, знание состава числа, различные вычислительные приемы и заучивание таблиц. Ментальная арифметика предлагает совершенно иной подход к вычислениям — с помощью визуализации.
На начальном этапе обучения ребенок использует абакус — специальные счеты. Постепенно их заменяют на ментальные карты, а затем и вовсе убирают. Ребенок учится выполнять устные вычисления, ориентируясь на алгоритмы работы на абакусе.
Сложно определить точную дату возникновения ментальной арифметики, впрочем историки полагают, что это произошло более пяти тысяч лет назад. Именно к этому времени относится первое упоминание абакуса.
В 1993 году турецкий ученый Халит Шен заинтересовался особенностями устного счета с использованием абакуса и его влиянием на развитие когнитивных и творческих способностей детей. Он разработал особую методику, известную как ментальная арифметика, или менар. Сегодня эта программа используется более чем в 50 странах мира, ее изучают в школах Японии и Китая.
Научных подтверждений эффективности этого метода пока нет. Но исследователи изучают воздействие менара на развитие детей.
Известный нейролингвист Татьяна Черниговская считает, что ментальную арифметику, наряду с шахматами и игрой в го, было бы полезно включить в школьную программу. Черниговская убеждена, что менар способствует развитию разных видов памяти, концентрации внимания и особых когнитивных возможностей. Данный метод также воздействует на эмоции детей и на развитие их личности.
Мы обсудили эффективность ментальной арифметики с Анной Кобец, методистом по математике онлайн-школы «Тетрика»:
— Польза ментальной арифметики, в первую очередь, в освоении альтернативной методики счета, которую не изучают в школе. Наличие такой альтернативы может существенно повысить успеваемость детей. Умение шустро считать — явный результат, который легко замечают родители. Однако есть и другие преимущества, связанные с особенностями работы головного мозга ребенка. Это формир...