Мигрант ID: что это такое, зачем он нужен и как будет работать

Источник: РБК | Дата: 17 часов назад

Содержание:

Мигрант ID («айди», от англ. identity document) — это удостоверение личности с электронным носителем данных, которое может стать обязательным для иностранцев, если они приезжают в РФ не как туристы. Цифровой паспорт будет содержать ФИО, сведения о гражданстве, биометрические данные, трудовой патент, информацию о месте жительства и работы, данные о переводах за рубеж и правонарушениях.

С инициативой создания цифрового профиля иностранца, который должен служить «единым уникальным идентификатором» и собирать данные от разных государственных органов и организаций, первоначально выступили в МВД. О планах создания такой информационной системы стало известно еще в начале 2021-го.

Осенью 2024 года законопроект о введении системы Мигрант ID разработали депутаты фракции «Новейшие люди». Согласно предлагаемым поправкам в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранец может въехать в РФ только в случае, если ему поддержали заявку на оформление электронного паспорта. По прибытии в РФ иностранец должен передать свои биометрические данные и сдать экзамен по русскому языку как иностранному для работы в стране. Иностранцы, уже въехавшие в страну, должны будут оформить Мигрант ID не позже чем через 30 дней после вступления закона в силу.

Мигрант ID должны будут получать все категории мигрантов: приезжающие с целью работы или получения образования, а также члены их семей. Российские власти планируют, что в будущем Мигрант ID будет удостоверять личность и заменит документы, подтверждающие право мигранта на проживание и работу в РФ.

Идею создания цифрового профиля мигранта поддержал зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев.

С декабря 2024-го иностранцев обязали сдавать биометрию во всех аэропортах Москвы, а с февраля 2025-го МВД ведет реестр контролируемых лиц — иностранцев, которые находятся в РФ без законных оснований. В январе 2025 года было принято постановление правительства, согласно которому внедрение цифровых профилей мигрантов начнется с 30 июня 2025 года. Они не коснутся граждан Белоруссии, детей до шести лет, дипломатов и членов их семей. Вице-спикер Госдумы от партии «Новейшие люди» Владислав Даванков назвал эти меры «шагами к полноценному введению Мигрант ID».

Авторы поправок — депутаты фракции «Новейшие люди» во главе с ее начальником Алексеем Нечаевым считают, что Мигрант ID позволит сделать миграцию контролируемой и безопасной. В частности, по их мнению, цифровой паспорт решит проблемы с незаконным трудоустройством и арендой жилья. По словам Нечаева, введение Мигрант ID — «неизбежная мера». Он считает, что только так можно сделать миграцию «цивилизованной и контролируемой», а жизнь граждан — безопасной.

Как пояснила депутат фракции «Новейшие люди» Ксения Горячева, система Мигрант ID даст возможность отследить весь маршрут мигранта: когда он приехал в РФ, где работает и живет, в каких местах бывает и насколько часто, в каком банке имеет счет. По ее словам, цифровой паспорт позволит сделать весь этот путь прозрачным и безопасным.

Если же мигрант нарушит закон, с помощью Мигрант ID его будет проще найти. Кроме того, биометрия закроет для мигрантов, которые после депортации сменили на родине паспортные данные, возможность вернуться в РФ.

Предполагается, что все иностранцы, за исключением туристов, будут обязаны получать Мигрант ID при въезде в РФ. Для получения документа гражданин должен будет подать заявку до въезда в страну и уплатить сбор в размере 3 тыс. руб. Те, кто на момент вступления поправок в силу уже будут находиться в РФ, получат месяц на оформление документа. Документ в виде пластиковой карты с чипом будет выдаваться в миграционном центре.

Заявление должно включать информацию об образовании, уровне профессиональной подготовки, наличии судимостей, а также о планируемом месте работы, проживания и сроке пребывания. К нему необходимо приложить медицинскую справку. Если обращение будет одобрено, то иностранцу в РФ потребуется сдать биометрические данные — фото лица и отпечатки пальцев, а также пройти экзамен по русскому языку. При этом еще до въезда в страну иностранец получает QR-код, который предъявляет при пересечении границы.

После проверки мигрант должен в течение месяца внести в систему информацию о своем месте работы, проживания и банковском счете. Если он не выполнит это требование или не уведомит власти об увольнении, смене места жительства или о переводах за границу, ему может грозить депортация. Для обновления информации мигранты получат доступ в электронный личный кабинет, который будет разработан в границах эксперимента в качестве альтернативы «госуслуг» для иностранцев. Порядок его создания и работы установит правительство.

Предполагается, что за оформление Мигрант ID будут платить сами мигранты. Авторы инициативы предлагают внести поправки в Налоговый кодекс, согласно которым пошлина за выдачу электронного паспорта мигранта составит 3 тыс. руб. Она оплачивается на этапе подачи заявки.

Поскольку внедрение системы Мигрант ID является ужесточением миграционного законодательства, оно может на некоторый период сократить поток трудовых мигрантов в РФ. Одной из причин может стать повышение финансовой нагрузки для иностранных граждан.

Профинансировать создание системы Мигрант ID авторы поправок предлагают за счет повышения стоимости трудового патента. По их задумке, если поднять его стоимость в полтора раза (в 2025 году он рассчитывается по формуле 1200 руб. x 2,594 x региональный коэффициент; в Москве и области он стоит 8900 руб. и действует не более года), то это принесет бюджету 75 млрд руб. Эту сумму можно будет направить на создание системы, полагают депутаты.

В то же время с Мигрант ID приезжий будет более защищен с юридической точки зрения. К примеру, если иностранец получит болезнь или травму на работе, то он сможет доказать, что действительно работал в этом месте. Кроме того, упростится взаимодействие приезжих с местными ведомствами и органами.

Источник: РБК