Центробанк РФ в 2024 году получил более 330 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов. Об этом сообщил Telegram-канал регулятора.
«В 2024 году Банк России получил 338 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов. Люди меньше жаловались на навязывание дополнительных услуг и мисселинг, больше – по поводу кибермошенничества и блокировок счетов и переводов», – говорится в сообщении.
Отмечается, что благодаря мерам поведенческого надзора ЦБ, на 45,2% сократились жалобы на навязывание дополнительных услуг при кредитовании в банках. «Это повлияло в том числе на снижение количества жалоб в потребительском кредитовании», – подчеркнули в ЦБ.
Кроме того, в 2,1 раза уменьшилось число жалоб на навязывание в сегменте микрофинансовых организаций (МФО). Также люди реже жаловались на недостоверную информацию в кредитной истории (на 38,7%) и мошенничество (на 19,1%). В целом за 2024 год число жалоб на МФО снизилось на 22,1%.
«Случаи мисселинга сократились более чем в два раза. Тренд на снижение начался после того, как в 2023 году у Банка России появились полномочиями приостанавливать продажи, при которых были нарушены правила информирования людей. Жалоб на страховщиков стало меньше на 30%, в основном за счет того, что изменилась процедура оспаривания коэффициента бонус-малус (КБМ)», – добавили в Центробанке.
Как пояснили в регуляторе, так как преступники постоянно придумывают новые способы хищения денег, стало больше в 1,8 раза жалоб на банки по поводу кибермошенничества. «Чтобы решить эту проблему, мы обязали блокировать банковские карты и доступ к онлайн-банкингу гражданам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных средств – дропперством. Банки также должны приостанавливать на два дня подозрительные переводы. Число обращений, связанных с блокировкой банками переводов и счетов, выросло в 2,2 раза – сказалась новая мера по борьбе с дропперами. Однако по большинству обращений банки подтвердили, что такие счета использовались для обмана людей», – отметили в ЦБ.
В регуляторе напомнили, что также для борьбы с мошенниками с 1 марта каждый гражданин сможет через портал госуслуг установить в своей кредитной истории запрет на заключение договоров потребительского кредита (займа) с банками и МФО. С 1 сентября услуга будет доступна в многофункциональных центрах.