Депутаты Государственной думы в ходе заседания приняли в первом чтении два законопроекта об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в России.
Первая инициатива разработана в целях создания безопасной цифровой среды на цифровых платформах, а также для создания правовых условий развития и функционирования таких платформ.
Законопроектом определяются основные понятия, ранее не установленные в законах РФ, в том числе понятие «платформенная экономика», под которым понимается совокупность имущественных отношений, складывающихся из взаимодействия неограниченного круга лиц с помощью цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях.
В соответствии с законопроектом «цифровая платформа» – это информационная система и сайт в интернете и программы, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия в целях обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В пояснительной записке также отмечается, что цифровые платформы, обеспечивающие в совокупности взаимодействие оператора, партнеров и пользователей для заключения договоров, а также предоставляющие техническую возможность размещения заказов и карточек товаров, совершения сделок между партнерами и пользователями, осуществления оплаты, и включенные в соответствующий реестр, определяются как посреднические цифровые платформы (ПЦП).
В целях формальной определенности предлагается, чтобы реестр ПЦП велся уполномоченным правительством РФ органом.
При этом устанавливается, что взаимодействие оператора и партнеров осуществляется на основании договора между ними после проверки сведений о лице, имеющем намерение стать партнером. Такой договор может быть заключен в электронной форме на ПЦП.
Законопроект устанавливает требования к размещению карточки товара партнером на ПЦП. Так, оператор обязан обеспечивать партнеру техническую возможность размещения в карточке информации о партнере, товаре, работе, услуге, в том числе о наличии у партнера разрешений, лицензий или иных документов, а также информации об исполнении требований по маркировке товаров. Кроме того, оператор должен разместить в карточке информацию о том, что предлагаемый к продаже товар подлежит маркировке, если такое требование установлено законом.
Одной из ключевых обязанностей оператора является размещение в карточке товара информации о том, что он не является продавцом или исполнителем и не заключает с пользователем договор (за исключением случаев, когда оператор продает товары, выполняет работы, оказывает услуги от своего имени).
Законопроект также прямо запрещает размещение на ПЦП карточки товара предложения о продаже товаров, изъятых из оборота, а также не прошедших госрегистрацию или не внесенных в госкаталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории страны БАД и лекарств.
Устанавливается процедура изменения договора между оператором и партнером. В случае одностороннего изменения оператором договора он обязан направить уведомление не менее чем за 15 дней до вступления такого изменения в силу.
Оператор вправе ограничивать доступ к личному кабинету и ограничить или прекращать размещение карточки товара, если указанные меры предусмотрены в договоре между оператором и партнером, в случаях нарушения партнером законодательства РФ.
При этом устанавливается обязательная процедура досудебного обжалования на ПЦП действий оператора, связанных с применением мер ответственности, блокировкой, снижением рейтинга партнера. Законопроект предлагает ввести особенности взаимодействия операторов и партнеров-исполнителей. Устанавливаются требования к логистической инфраструктуре оператора и особенности взаимодействия с пунктами выдачи заказа.
В целях обеспечения госконтроля предусмотрены обязательный информационный обмен операторов ПЦП с налоговыми органами и государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики в РФ.
Второй законопроект разработан в целях установления требований к размещению предложений о продаже товаров, обязанностях и ответственности владельцев агрегаторов, являющихся операторами посреднических цифровых платформ перед потребителем.
Законопроект формирует систему регулирования цифровых платформ как посредников между потребителями, продавцами и исполнителями, а также вводит их ответственность.