Медиахолдинг Rambler&Co совместно со Сбером для автолюбителей провел исследование, посвященное отношениям между участниками дорожного движения. В опросе приняли участие более семи тысяч автомобилистов со всей России.
По данным исследования, 65 процентов респондентов по умолчанию относятся к другим водителям позитивно — если те не провоцируют негатив. Восемь процентов воспринимают окружающих нейтрально. Еще 27 процентов настроены настороженно и считают других участников движения потенциальным источником стресса.
Несмотря на это, проявления дружелюбия и поддержки водители замечают и ценят. Предсказуемое и вежливое поведение вызвало наибольшее количество симпатий — 26 процентов. На втором месте — терпимость и поддержка начинающих водителей, которую отметили 22 процента. Девятнадцать процентов ценят благодарственные сигналы — мигание аварийными огнями или жесты рукой. Шестнадцать процентов назвали помощь в сложных ситуациях, таких как буксировка, а 14 процентов отметили полезные подсказки, например, при визуальных проблемах с машиной. Оставшиеся три процента выбрали другие формы дружелюбия.
Среди действий, которые вызывают раздражение и снижают уровень доверия, 26 процентов респондентов назвали агрессивное вождение, подрезания и провокации. Двадцать один процент негативно воспринимает игнорирование правил дорожного движения. Высокомерие раздражает 20 процентов водителей. Бездумное поведение, включая невнимательность и использование смартфона, отметили 18 процентов. Еще 12 процентов указали на нарушение неформальных правил, таких как отсутствие благодарности или необоснованная езда в левой полосе. Лишь три процента сохраняют доброжелательность вне зависимости от ситуации.
Четверо из пяти водителей стараются вести себя дружелюбно. Чаще всего (40 процентов) они пропускают спешащих водителей, если это безопасно. Двадцать четыре процента предупреждают об опасности миганием фар. Шесть процентов помогают при поломке, три процента дают подсказки по маршруту, столько же — вызывают экстренные службы или подвозят других водителей при дорожно-транспортных происшествиях. Один процент отмечает подсказки по трафику в навигационных сервисах.
Ощущение «дорожного единства» у 32 процентов респондентов возникает при уступке на скоростной трассе. Тринадцать процентов чувствуют его в пробках или на плохих дорогах. Семь процентов ощущают единство, когда едут рядом с водителями схожих автомобилей. Шесть процентов считают важным длительное следование в одном направлении. Четыре процента положительно относятся к тем, кто перевозит домашних животных, детей или просто вызывает симпатию. Один процент отметил, что чувство общего настроя возникает при похожем государственном номере или привычке петь в машине. Двадцать два процента заявили, что подобные совпадения не влияют на их восприятие.
Исследование показало, что 77 процентов автомобилистов мысленно общаются с другими участниками движения. По тринадцать процентов мысленно просят ускориться, чтобы успеть на зеленый сигнал, или пропустить для обгона. Еще тринадцать процентов обращаются ко всему потоку с фразами вроде "ну и чего стоим?". Девять процентов мысленно здороваются с теми, кого обгоняют не в первый раз, шесть процентов мысленно поддерживают в сложных ситуациях. Три процента делают комплименты, когда видят красивый автомобиль.
Внешнее взаимодействие также распространено. Тридцать три процента используют дальний свет фар для благодарности или предупреждения. Двадцать девять процентов предпочитают жестикуляцию. Девять процентов открывают окно или выходят из автомобиля, чтобы пообщаться напрямую. Один процент общается через чаты в навигаторе, еще один — другими способами. При этом 25 процентов предпочитают сохранять внутренний диалог при себе.
Как подчеркивают авторы исследования, даже простое проявление внимания на дороге способно изменить настроение другого человека. Доброжелательность, предсказуемость и взаимопонимание делают дорожное движение не только безопаснее, но и приятнее для всех участников.