Протоиерей Андрей Ткачев, известный своими резонансными проповедями, раскритиковал известных советских героев и привел в пример своего — истинного. Им оказался человек, посвятивший жизнь прямой кишке.
Протоиерей Андрей Ткачев в своем Telegram-канале предложил подписчикам необычный взгляд на советскую эпоху и ее героев. Священник, конечно, признает привычные «парадные» образы — ядерщиков, летчиков, полярников, космонавтов. Однако на контекст их прославления смотрит по-своему: «Народ дерзает, трудится, лезет в места запретные. На естественный страх плюет, потому что богом хочет стать».
По мнению Ткачева, все это соответствует «общему богоборческому дискурсу» эпохи. Героизм такого рода, считает он, часто оборачивался трагедией и именно посмертной славой: «Лезь на скалы! Ныряй в глубину! Задохнешься — мы тебе памятник поставим. Сорвешься со скалы — мы твоим именем школу назовем».
Но это не главное. Священник решил рассказать подписчикам о своем открытии другого, куда менее заметного, но подлинного, по мнению отца Андрея, героя. И нашел он его «даже не в Церкви! Не среди тех, кого зарубили, расстреляли, заморили голодом... за имя Иисуса».
Настоящий герой, по мнению протоиерея, — Александр Наумович Рыжих, родившийся в 1897 году и умерший в 1969–м. Этого человека Ткачев называет «отцом отечественной проктологии».

Фото: Владимир Блиох / РИА Новости
Священник без прикрас описывает суть профессии Рыжих, подчеркивая контраст с общественными идеалами комфорта и успеха: «В область занятий этой части медицинских наук входят: геморрой, анальные трещины, выпадение кишки и прочие "прелести", которые пахнут соответственно и обращены к той части человеческого существования, которая связана со стыдом и смирением». Он противопоставляет это устремлениям многих: «Люди убиваются до смерти ради комфорта. Люди готовы душу дьяволу продать ради житейского успеха, и потом готовы разменять этот успех на плотские удовольствия и на все прочее: вкусное, мягкое, благоухающее. Обязательно - вкусное, именно - удобное и мягкое и непременно - благоухающее. Иначе, в чем смысл?»
Именно на этом фоне, считает отец Андрей, подвиг Александра Рыжих выглядит истинным. Он сравнивает его с «доктором Айболитом, который готов всю жизнь смотреть туда, где не принято, потому что люди тяжко страдают, и этот Айболит им помочь хочет».
«Вот вы мне скажите, это разве не герой?» – прямо спрашивает Ткачев у своей аудитории.
Он подчеркивает происхождение врача: «Еврей Александр Наумович, сын Нухеля Янкелевича и Хаи Абрамовны», родившийся в Самаре до революции. Отец Андрей рассказывает, как Рыжих «добился учебы на медицинском факультете в Казанском университете, благодаря своему деду-кантонисту, «который 25 лет отторбил на военной службе, передав детям все заработанные гражданские права».
Ткачев обращает внимание на выбор Рыжих: «Он мог бы быть скрипачом, как многие его соплеменники (что тоже трудно весьма), или во врачах стать дантистом. Он мог бы стать кем-то из многих возможностей, а он стал родоначальником советской проктологии».
По словам священника, именно так выглядит настоящая любовь к людям, а героизм — это не только покорение вершин и глубин. Бывает и более приземленный выбор, но это выбор — жизни спасать.