Весной 2025 года в России может быть принят комплексный законопроект по противодействию кибермошенничеству, сообщается на официальном сайте президента РФ со ссылкой на выступление руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко в ходе совещания президента Владимира Путина с членами правительства.
«Правительством подготовлен такой комплексный законопроект по противодействию кибермошенничеству. Мы его прорабатывали с Центральным банком и коллегами из правоохранительных органов, бизнесом, включая операторов тех же банков. Мы понимаем, что смысл любой мошеннической схемы – завоевание доверия человека с целью его дальнейшего обмана. Именно поэтому наш законопроект является составной частью общих решений, направлен прежде всего на то, чтобы дать людям простые инструменты самозащиты, с одной стороны, а с другой стороны, лишить мошенников возможности использовать какие-то уже наиболее массовые существующие схемы. <...> Мы надеемся, что до конца весенней сессии законопроект будет принят», – приводятся в материале слова Григоренко.
Он отметил, что в законопроекте подготовлено порядка 30 мер в законопроекте, среди которых: запрет на использование зарубежных мессенджеров для сотрудников госорганов, банков и операторов связи; ввод обязательной маркировки звонков, которые идут от организаций, юридических лиц; запрет на получение SMS-паролей двухфакторной идентификации от госуслуг во время телефонного разговора; сервис на портале госуслуг с возможностью самозапрета оформления SIM-карт на себя; самозапрет для граждан на телефонные спам-обзвоны и SMS-рассылки; введение самозапрета на получение международных звонков; возможность использования биометрии для подтверждения личности для выполнения финансовых операций, осуществляемых или выполняемых дистанционно.
«Вот такого характера у нас порядка трех десятков мер. Отдельной мерой и отдельным направлением нашей работы действительно являются задачи по созданию антифрод-платформы или, как мы ее называем, антимошеннической платформы. Дело в том, что на сегодняшний день действительно и банки, и операторы, и правоохранительные органы, и государственные учреждения – все так или иначе осуществляют определенные операции, направленные на борьбу с мошенническими схемами. Но не всегда это скоординировано и не всегда мы понимаем, допустим, что сделали наши коллегии, и часто боремся с одними и теми же мошенническими схемами, не зная, что коллеги эту схему, например, выявили. Поэтому наша задача – создать единую платформу, которая объединит усилия всех участников. Платформу, с помощью которой информация о попытке мошеннических действий будет тут же в режиме онлайн отображаться в информационной системе и доступна будет всем участникам – от банков до правоохранительных органов», – подчеркнул Григоренко.
Он также отметил необходимость введения на портале госуслуг жизненной ситуации – борьба с мошенничеством. Григоренко напомнил, что жизненная ситуация – это комплекс услуг, которые через одну точку позволят так или иначе закрыть всю вариативность по борьбе с мошенничеством. «Там будут все наши сервисы, начиная с возможности самозапретов и заканчивая информационными справочными материалами. Также мы хотим там предоставить возможность прохождения курсов и каких-то обучающих материалов», – добавил он.